Великий злодей может поднять обычный фильм до небывалых высот, а слабый лишь укажет на проблемные места в истории. И всё же, когда я подумал об этом, я понял, что мы уже целую вечность не обсуждали злодеев. Давайте изменим это. И давайте определим ошибку номер один, которую совершают сценаристы, пытаясь создать злодея. Готовы?
Авторы всегда пытаются создать злодея.
В реальной жизни нет такого понятия, как "злодей" или "антагонист". Это придуманный термин для обозначения вымышленных персонажей, которые совершают плохие поступки и хотят причинить вред герою. И в этом заключается проблема.
Когда большинство сценаристов создают своего злодея, они превращают его в расплывчатого плохого чувака, который делает плохие вещи, потому что… ну, потому что он злодей! Это гарантированный способ сделать злодея непримечательным.
Первое, что вам нужно понять о злодеях, - это то, что они реальные люди. Они всегда существуют в истории, а не появляются только тогда, когда нужно повесить героя над кратером вулкана или когда придёт время держать жену героя в заложниках. Даже когда они за кадром, они что-то делают. И если вы не видите в них реального человека, вы не будете знать, кто он такой.
На этом дело не заканчивается. У вашего злодея была целая жизнь со своими взлётами и падениями, как и у вашего героя. Просто где-то на этом пути, из-за ряда неудачных событий, их восприятие правильного и неправильного исказилось. Вот так они и оказались плохими парнями. Но вот в чём загвоздка. Они не верят, что они плохие парни. Злодеи верят, что они хорошие парни. И что герой - плохой парень.
Другими словами, злодей не грабит банк, потому что он злодей. Он грабит банк, потому что считает, что система нагибала его последние 40 лет. Что правительство и банки помыкали им, украли то, что принадлежит ему. Он грабит этот банк, потому что считает, что ЕМУ ДОЛЖНЫ ЭТИ ДЕНЬГИ.
Это важная деталь, когда речь заходит о злодеях. У них всегда есть причина, по которой то, что они делают правильно в их системе ценностей.
Имея всё это в виду, я собрал несколько разных мыслей о злодеях, которые, по моему мнению, должны помочь вам в следующий раз, когда вам понадобится их написать. Давайте начнём…
УБЕДИТЕСЬ, ЧТО ПРЕДЫСТОРИЯ ВАШЕГО ЗЛОДЕЯ ТАК ЖЕ ПРОРАБОТАНА, КАК И ПРЕДЫСТОРИЯ ВАШЕГО ГЕРОЯ
Причина, по которой большинство злодеев отстой, заключается в том, что они слишком упрощены. Они "плохие парни", потому что они "плохие парни". По этой причине, чем больше вы знаете об истории своего злодея, тем больше вы сможете играть с этим, добавляя десятки уникальных характеристик, которые встраивают жизнь в персонажа.
Один из самых простых способов добиться этого - написать большую предысторию для вашего злодея, такую же большую, как у вашего героя.
Ганнибал Лектер считается величайшим злодеем всех времен отчасти из-за того, насколько обширна его предыстория и как много Томас Харрис, автор, создавший его, знал об этом персонаже.
ЕСЛИ ВОЗМОЖНО, СДЕЛАЙТЕ ЛИЧНЫЙ КОНФЛИКТ МЕЖДУ ВАШИМ ЗЛОДЕЕМ И ВАШИМ ГЕРОЕМ
Это хорошая идея для вашего злодея, чтобы иметь личную мотивацию для уничтожения героя. Киллмонгер в "Чёрной Пантере" ненавидел Т'Чаллу, потому что отец Т'Чаллы убил его отца и оставил его расти на улицах. Он не просто возвращается, чтобы стать королем Ваканды, потому что так нужно авторам. Он делает это, чтобы отомстить за смерть своего отца. Динамика между героем и злодеем имеет гораздо больший вес, когда у них есть личная история.
ЗЛОДЕИ ЧАСТО БЫВАЮТ ПРАВЫ, ОНИ ПРОСТО ЗАХОДЯТ СЛИШКОМ ДАЛЕКО
Многие великие злодеи заходят слишком далеко в своих порывах. Алекс Форрест в исполнении Гленн Клоуз из "Рокового влечения" технически права. Этот женатый придурок солгал ей, использовал, а потом бросил. Но именно то, как далеко она зашла в возмездии, сделало её злодейкой.
То же самое с директором Руни в "Выходном Ферриса Бюллера". Он прав! Этот маленький придурок не должен прогуливать школу и выходить сухим из воды. Но именно то, на что идёт Руни, чтобы поймать его, делает его злодеем. Помните, злодеи сами по себе являются героями. Они верят, что поступают правильно.
ДАЙТЕ ВАШЕМУ ЗЛОДЕЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОКАЗАТЬ СЕБЯ ПОД ДРУГИМ УГЛОМ
Я бы зашёл так далеко, что даже не думал о злодее как о злодее. Как только вы видите их такими, вы начинаете заставлять их делать кучу типичных "злодейских" вещей. Вместо этого будьте как можно более конкретны в том, как вы их представляете.
Может быть, они проныры, как персонаж Пола Райзера - юрист в "Чужих". Или хулиган, как принц Джоффри в "Игре престолов". Или контролирующий, как Губернатор в "Ходячих мертвецах". Правильное прилагательное с отрицательным уклоном может творить чудеса для настройки вашего злодея.
САМЫЕ ЗАПОМИНАЮЩИЕСЯ ЗЛОДЕИ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ АНГЕЛАМИ
Нет ничего более страшного, чем злодейка, которая ведёт себя так, как будто она твоя лучшая подруга, прямо перед тем, как ударить тебя молотком по ногам.
От сверх вежливого Ганнибала Лектера до жизнерадостной Энни Уилкс (Мизери), от верующего надзирателя Нортона (Побег из Шоушенка) и дружелюбного полковника Ханса Ланда (Бесславные ублюдки). Эта формула - лучший ваш шанс создать злодея на века.
Но даже если вы ей не пользуетесь, подсказка – что у каждого злодея есть компенсирующая положительная черта – это то, что нужно иметь в виду. Даже безжалостный Ханс Грубер был очарователен.
ХИТРОУМНЫХ ЗЛОДЕЕВ ТРУДНЕЕ ВСЕГО СНЯТЬ
Остерегайтесь хитрых злодеев, которые больше известны своими эксцентричными качествами, чем своей сломленной человечностью. Я говорю о таких персонажах, как Антон Чигур из "Старика тут не место" и Буффало Билл из "Молчания ягнят".
Это самые яркие из злодеев, но их трудно снять, потому что авторы подходят к ним неправильно. Вместо того, чтобы спросить: “Как этот человек стал таким?”, они спрашивают: “Как я могу сделать так, чтобы этот парень был жутким?”
Поэтому они пытаются придумать момент танца с Буффалло Биллом, или уникальным оружием Антона. Но такие вещи не появляются из ниоткуда. Томас Харрис и Кормак Маккарти - авторы, которые готовы глубоко погрузиться в психику персонажей, чтобы выяснить, как они попали в это место.
Среднестатистический сценарист чертовски ленив и думает, что получасового мозгового штурма достаточно, чтобы придумать самого крутого злодея в истории. Если вы собираетесь писать странных изворотливых злодеев, убедитесь, что вы глубоко погрузились в то, как они дошли до этого момента в своей жизни.
ИЗМЕНИТЕ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К ПЛОХИМ ЛЮДЯМ, СПРОСИВ, КАК ОНИ СТАЛИ ТАКИМИ
Когда вы читаете о человеке, который ограбил продуктовый, не думайте о нём как о плохом. Спросите, ЗАЧЕМ он это сделал.
Скорее всего, им нужны были деньги. Ладно, а зачем? Часто это делается из-за наркотиков. Ладно, почему им так сильно нужны наркотики? Потому что они, скорее всего, наркоманы. Хорошо, как они стали наркоманами?
Они, вероятно, подружились не с теми людьми, когда были молоды, и так и не научились правильно отличать хорошее от плохого. Ладно, почему они связались не с той плохой компанией? Может быть, их отца никогда не было рядом, а их маме приходилось работать на трёх работах.
У них не было родительского воспитания или фигуры отца, что позволяло им самим принимать решения. Трудно найти правильный путь, когда тебе 12 лет.
Зная это, вы бы сочли нашего грабителя злодеем? Плохим человеком? Может быть. Но, как вы можете видеть, это никогда не бывает так просто, чем просто повесить ярлык. У каждого "злодея" есть прошлое, и вам предстоит выяснить, что это за прошлое, чтобы вы могли привнести в него некоторую достоверность.
И вот вы здесь. Совет, с которым я больше всего хочу, чтобы вы ушли сегодня, - это перестать думать о своих злодеях как о злодеях. Думайте о них как о заблудших душах, которых в какой-то момент своей жизни попали на неверный путь, и теперь у них есть топор, который нужно заточить.
Этот топор может быть направлен против общества, он может быть направлен против персонажа того, кто, по их мнению, причинил им зло, и он может быть направлен против самого вашего героя.
Чем больше вы знаете о том, как ваш злодей попал в это место в жизни, тем более глубоким и запоминающимся персонажем он будет.
by Carson Reeves
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.