Найти в Дзене
kino-and-more

«Воспоминания террориста» Бориса Савинкова: как взрывали царскую Россию

Оглавление

Написанные в 1909-м году по горячим следам воспоминания реально действующего лидера боевой организации партии эсеров, одного из организаторов успешных покушений на министра внутренних дел Плеве, на московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича и других высокопоставленных лиц, сами по себе производят эффект взорвавшейся бомбы, только в мозгу.

Книга Бориса Савинкова "Воспоминания террориста" и картина Рене Магритта "Сын человеческий". Просто ассоциация. На самом деле, у Савинкова странное, неуловимое и меняющееся лицо
Книга Бориса Савинкова "Воспоминания террориста" и картина Рене Магритта "Сын человеческий". Просто ассоциация. На самом деле, у Савинкова странное, неуловимое и меняющееся лицо

Настроение "бросить бомбу в царя"

Борис Савинков приоткрывает завесу над кухней террора. Как нормальный человек может вообще захотеть заниматься такими вещами? Ради чего? Какое-то сектанство видится в этом жутком выборе, который делался осознанно. Но нет, это была не секта. А если и секта, то в ней не было бога и лидера, а был анти-бог и враг – царизм и его самые заметные представители. Члены боевой организации верили, что в данный исторический момент только террор может изменить ситуацию в стране. Все остальные способы – бездейственны либо малоэффективны.

Да, во главе стояли такие люди как Савинков, авантюристы, которые сами под бомбы не очень-то лезли, а предпочитали управлять, оставаясь серыми кардиналами. Но если бы не они, настроение «бросить бомбу в царя» все равно никуда не делось бы, и отдельные террористы действовали бы по своей инициативе тут и там. Такое настроение витало в воздухе. И атмосфера сгущалась. Подтверждение тому – огромное количество сочувствующих и помогавших боевой организации. В том числе, материально. Среди знакомых Савинкова были, например, Максимилиан Волошин, Бальмонт, Мережковский и Гиппиус и многие другие.

Азеф и Савинков, руководители боевой организации партии эсеров
Азеф и Савинков, руководители боевой организации партии эсеров

Кто шёл «работать в террор»?

Как ни странно, в большинстве случаев - молодые образованные люди. Либо те, кто не смог окончить университеты из-за участия в студенческих волнениях. Многие уже успели отсидеть за беспорядки, побывать на каторге. Многие были евреями, то есть теми, чьи права ущемлялись в царской России. Так, например, евреям не разрешалось постоянное поселение на территории империи, кроме как в пределах черты оседлости на территориях современных Украины и Белоруссии. Но и там «вольницы» не было. Художник Марк Шагал, живший в Витебске, вспоминал, что с евреев взимали 50 рублей за поступление в начальную школу, которая для нееврейских детей была бесплатной.

Особенной «любовью» у террористов пользовался московский губернатор великий князь Сергей Александрович, при котором произошло массовое выселение евреев из Москвы. Также его считали виновным в трагедии на Ходынском поле.

Илюстрация во французской газете после убийства великого князя Сергея Александровича
Илюстрация во французской газете после убийства великого князя Сергея Александровича

В основном, в террор шли мужчины, но и женщины тоже были не редкостью, мало того, часто они жертвовали собой еще более отчаянно, даже будучи беременными и имея детей. Непосредственные исполнители, метальщики, были более эмоциональными, испытывали личную неприязнь, ненависть к "угнетателям народа". Для их руководства удачное покушение означало, что организация набирала вес и могла влиять на политические события, внушала страх.

В книге приведены письма террористов из тюрем к товарищам и родственникам. К маме. Они написаны очень литературно, проникновенно, с жалостью к родным и убежденностью, что все сделали правильно.

Как готовились к покушению?

Очень основательно. Начинали со слежки за объектом, которая длилась месяцами. «Летучий отряд» прибывал в город с поддельными паспортами и рассеивался, чтобы встречаться конспиративно. Каждый становился другим человеком: кто-то шел работать в извозчики, кто-то в коробейники, газетчики, чтобы, не вызывая подозрений, ходить по тем же улицам, по которым ездит объект, устанавливая его расписание и выбирая правильный момент для нападения. Савинков в извозчики не шел, ему больше нравилась роль какого-нибудь иностранца-инженера, ведь он был на особом счету – мозг. Как и еще больший мозг – Азеф, который всегда незримо был с ними и затем сыграл свою роковую роль.

О том, кого террористы щадили, как сами взрывались с бомбами в руках и как погиб автор книги Савинков - читайте в продолжении.

Кстати, в 2000-м был снят отличный сериал о террористах, князьях, министрах и царской охранке - "Империя под ударом", с Хабенским, Домогаровым и другими отличными актерами, рекомендую!