После Минской наступательной операции 4 июля 1944 года завершился один из этапов грандиозной битвы за Беларусь. Советские войска за две недели боевых действий разгромили главные силы немецкой группы армий «Центр». В результате образовалась большая брешь до 400 км по фронтовой линии и до 500 км вглубь от нее, которую немецкие войска не смогли ликвидировать в короткое время.
Продолжение материалов о героях освобождения Беларуси.
Почетный гражданин белорусских городов, Герой Советского Союза комбат Иван Кобяков
Имя гвардии майора Ивана Кобякова во время освобождения Советской Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, командовавшего стрелковым батальоном, прочно и навечно вписано в героическую летопись Великой Отечественной войны.
*** Уже в августе 1941 года выпускник Ленинградского стрелково-пулеметного училища лейтенант Кобяков принял боевое крещение, командуя взводом, под Ленинградом.
*** 7 ноября 1941 года, прямо с того, легендарного парада ушел защищать Москву.
*** Сражался под Сталинградом и на Курской дуге.
*** За мужество и героизм, проявленный в ходе операции «Багратион», награжден рядом боевых орденов, а в августе 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза.
*** Участник Парада Победы 1945 года.
*** Несколько раз был ранен, в том числе и тяжело, но возвращался в боевой строй.
*** Фронтовые награды: 2 ордена Ленина, ордена Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Суворова 3-й степени и Красной Звезды.
*** После Великой Отечественной войны продолжал военную службу, стал генерал-майором.
*** Награды послевоенного периода: ордена Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и «За службу Родине в Вооруженных Силах» 3-й степени.
*** Почетный гражданин городов Бобруйска, Марьиной Горки и Слонима.
Как воевал Кобяков на земле Беларуси
Зачастую период освобождения Беларуси ассоциируется с операцией Багратион» лета 1944 года, а ведь первые бои начались задолго, еще осенью 1943 года. И Иван Кобяков один из тех советских воинов, которые прошли с боями путь с плацдарма у города Лоева Гомельской области до полного освобождения Беларуси.
Итак, в августе-сентябре 1943 года, стрелковый батальон, которым командовал тогда капитан Кобяков прошел с боями по территории Орловской и Белгородской областей, участвовал в прорыве обороны противника в районе села Шаблыкино, освобождении райцентров Навля, Почеп, Сураж (населенные пункты Орловской области Российской Федерации — Прим. авт.) Но дальнейшее наступление по освобождению уже Беларуси успеха не имело: противник создал на этом рубеже мощнейшую глубоко эшелонированную линию обороны.
И лишь в октябре 1943 года войсками 65-й Армии в районе поселка Лоев был завоеван плацдарм на Днепре, с которого и планировалось нанести главный удар по противнику. На плацдарм был переброшен и 1-й гвардейский танковый корпус, приданная ему 1-я гвардейская стрелковая бригада, в состав которой и входил батальон Кобякова.
*** 10 ноября 1943 года началась Гомельско-Речицкая, а за ней — Калинковичско-Мозырская операции. Уже на следующий день в прорыв был введен 1-й гвардейский танковый корпус, который стремительным ударом рассек глубину вражеских войск и перерезал железную дорогу Гомель — Калинковичи. Батальон гвардии капитана Кобякова в этой операции наступал непосредственно на город Речицу, участвовал в уличных боях, освобождая город. При прорыве обороны противника южнее Речицы комбат Кобяков не только грамотно и умело организовал наступление, но и личным примером увлек батальон на выполнение поставленной боевой задачи, когда возглавил атаку и одним из первых ворвался в траншеи противника. Тогда было уничтожено порядка 70 гитлеровских солдат и офицеров, 2 орудия и 4 пулеметных точки врага.
18 ноября 1943 года Речица была освобождена, за что 1-я гвардейская стрелковая бригада получила почетное наименование «Речицкой», а комбат Кобяков был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
Войскам, участвовавшим в освобождении Речицы, приказом Верховного Главнокомандующего была объявлена благодарность и вечером 18 ноября в Москве дан салют 12 артиллерийскими залпами из 124 орудий. Это был первый(!) салют за освобождение городов на территории Белорусской ССР в годы Великой Отечественной войны.
Частям, наиболее отличившимся при освобождении Речицы и района, были присвоены наименования «Речицкие». В их числе — 37-я гвардейская, 170-я и 194-я стрелковые дивизии, 1-я гвардейская стрелковая, 15-я и 16-я гвардейские, 23-я танковая бригады, 2-я гвардейская гаубичная, 68-я отдельная пушечная артиллерийская и 35-я гвардейская минометная бригады, 4-я гвардейская и 20-я истребительная противотанковая артиллерийская бригада и др. (всего 22 части и соединения). 1-й гвардейский Донской танковый корпус и 162-я стрелковая дивизия были награждены орденом Красного Знамени.
*** В дальнейшем Донской танковый корпус был перенацелен на город Калинковичи. В этих боях батальон Кобякова на подступах к городу участвовал в овладении деревнями Кошичи, Козловичи и 14 января 1944 года ворвался в Калинковичи. В тот же день этот белорусский город был полностью освобожден, и 1-я гвардейская стрелковая бригада, бойцы которой внесли значительный вклад в уничтожение гитлеровцев в уличных боях в городе, стала называться «Калинковичско-Речицкой».
Комбат Кобяков же, показавший примеры умелого руководства вверенным подразделением и личной храбрости, был повышен в воинском звании и стал гвардии майором.
В апреле 1944 года 1-й гвардейский танковый корпус с приданной 1-й гвардейской стрелковой бригадой вошел в состав ударной группировки 1-го Белорусского фронта, готовящегося к операции «Багратион».
*** В 7 часов утра 24 июня 1944 года батальон гвардии майора Кобякова стремительно двинулся к переднему краю врага. Натолкнувшись на сильно укрепленную оборону противника в Паричском районе, комбат Кобяков принял смелое решение атаковать сходу. И снова он был в первых рядах атакующих. Внезапность обескуражила немцев и они, потеряв большое количество убитых, обратились в бегство, а бойцы Кобякова завладели еще и тремя исправными танками противника. За день боя батальоном и другими подразделениями бригады удалось прорвать все 5 линий вражеских траншей и продвинуться на 7 км. Это дало возможность ввести танки корпуса в прорыв. А 1-й гвардейской стрелковой и 15-й гвардейской танковым бригадам было приказано овладеть станциями Черные Броды и Пильня, где располагалась база снабжения всей паричской группировки врага. Там оборонялись части 35-й пехотной дивизии, охранные батальоны, бронепоезд, до 20 танков противника.
*** 25 июня в середине дня, совершив умелый маневр, батальон Кобякова на танках ворвался на станцию Пильня. В этом бою его бойцами было уничтожено до 200 гитлеровцев и захвачено много трофеев, а один из танков таранил фашистский бронепоезд.
*** 26 июня батальон Кобякова продвинулся еще на 30 км и перерезал в районе деревни Емельянов Мост одну из дорог, ведущую из Бобруйска на запад. В эти дни войска 1-го Белорусского фронта перерезали и другие дороги. В окружении оказались 35-й армейский и 41-й танковый корпуса противника численностью до 40 тысяч солдат и офицеров. Начался штурм Бобруйска, в котором батальон Кобякова наступал непосредственно на город.
*** 28 июня 1944 года в результате ожесточенных уличных боев батальон Кобякова пробился к железнодорожной станции Бобруйска и захватил ее. Комбат организовал круговую оборону и удерживал станцию целые сутки. Кобяков был снова ранен, но остался в строю. 29 июня остатки гарнизона города, предпринявшие несколько попыток прорыва, сдались в плен. Сдав станцию Бобруйск подошедшим свежим частям, бойцы Кобякова, сев на танки 15-й гвардейской танковой бригады, устремились дальше на северо-запад. Пользуясь тем, что другие бригады корпуса вели тяжелый бой и сковали силы вражеской 12-й танковой дивизии у деревни Лапичи на реке Свислочь, танкисты со стрелками Кобякова умелым маневром вышли в ее тыл и отбросили подразделения противника к поселку Червень.
*** 2 июля 1944 года батальон гвардии майора Кобякова буквально на плечах противника ворвался в райцентр Минской области Марьина Горка и завязал уличный бой. Пока бойцы с танкистами уничтожали технику и гитлеровцев на улицах и в домах, комбат лично с несколькими автоматчиками стремительной атакой захватил мост через приток Свислочи реку Титовка и, отбиваясь от опомнившегося и наседавшего врага, разминировал его. Два часа Кобяков с подоспевшей ротой удерживал мост, отражая контратаки врага. Вскоре к неповрежденному мосту со стороны станций Пуховичи и Талька прорвались наши танковые бригады с подразделениями 1-й гвардейской стрелковой бригады, и корпус устремился в Минск.
*** 3 июля 1944 года 1-й гвардейский танковый корпус соединился в белорусской столице со 2-м гвардейским танковым корпусом 3-го Белорусского фронта, и Минск был полностью освобожден. Большая группировка фашистских войск восточнее Минска попала в окружение и впоследствии была частично ликвидирована и частично взята в плен.
*** Продолжая наступление в Белоруссии, батальон Кобякова участвовал в освобождении города Слонима в Гродненской области, успешно вел бои в районе поселка Высокое, что в Брестской области. И везде комбата отличало мужество, бесстрашие и умелое руководство боями.
Поэтому справедливо, что в августе 1944 года гвардии майор Иван Кобяков Указом Президиума Верховного Совета СССР был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ему медали Золотая звезда и Ордена Ленина.
Боевой путь воина-героя Кобякова в 1941-1943 годах
В Великой Отечественной войне Иван Кобяков с августа 1941 года. Немецкие войска, наступая из района Новгорода, прорвались к крепости Шлиссельбург, здесь от устья Невы у Ладожского озера до Колпино, путь к Ленинграду им закрыли войска 55-й армии Ленинградского фронта, в боевых порядках которой и сражался молодой лейтенант Кобяков. В августе он стал командиром взвода и вскоре заместителем командира пулеметной роты, а после гибели командира Кобяков возглавил роту. Пулеметчики под его командованием стойко держали оборону в районе Невской Дубровки. В 1941 году Кобяков был дважды ранен, но возвращался в боевой строй и продолжал храбро воевать.
*** В конце января 1942 года лейтенант Кобяков был направлен в 173-ю стрелковую дивизию 49-й армии Западного фронта, где был назначен заместителем командира стрелкового батальона 1311-го стрелкового полка. В это время развивалась Ржевско-Вяземская операция. Но пробить брешь к сражающимся в окружении южнее Вязьмы войскам 33-й армии и 1-го гвардейского кавалерийского корпуса не удалось. Более того, в феврале 1942 года части самой 173-й стрелковой дивизии были окружены вражескими войсками на Варшавском шоссе южнее Юхнова. И Кобякову, и его боевым товарищам пришлось более 2-х месяцев сражаться в окружении и полуокружении, во время этих боев он возглавил свой стрелковый батальон, в марте 1942 года ему было присвоено звание старшего лейтенанта, а 10 апреля 1942 года он вторично был тяжело ранен.
*** В июле 1942 года старший лейтенант Кобяков, выйдя из госпиталя, получил направление в 22-й танковый корпус 4-й танковой армии, где был назначен командиром стрелкового батальона и воевал на правом берегу Дона в район станицы Трехостровской, обороняя переправы. Именно по этим нашим частям и был нанесен сильнейший удар частей 4-х пехотных, одной моторизованной и одной танковой дивизий противника. За четыре дня кровопролитных боев погибло большинство бойцов батальона Кобякова, так смертью храбрых пали замполит Володин, все командиры рот, командиры взводов и многие красноармейцы.
*** В октябре 1942 года старшего лейтенанта Кобякова назначили командиром стрелкового батальона 14-й стрелковой бригады 26-го танкового корпуса, а 19 ноября 1942 года, после окончания артподготовки, бригады 26-го такового корпуса с донского плацдарма в районе станицы Клетской начали стремительное наступление, разгромив части 14-й пехотной дивизии противника. Успех боя предопределили успешные действия именно батальона Кобякова, нанесенный им удар был настолько внезапным и сильным, что солдаты и офицеры противника начали большими группами сдаваться в плен.
Тогда и получил офицер Кобяков свою первую награду — орден Красной Звезды. Как видим, долго и трудно шел Иван Кобяков к своей первой боевой награде: бои, ранения, возвращения в боевой строй… Что ж, это был удел большинства фронтовиков, да никто и не воевал за награды, главное было ОТСТОЯТЬ РОДИНУ!
В последующие дни острие направления наступления было направлено на город Калач. При этом чрезвычайно важно было не дать противнику разрушить единственную переправу севернее Калача. Для ее захвата был сформирован специальный передовой отряд в составе двух стрелковых рот 14-й мотострелковой бригады под командованием старшего лейтенанта Кобякова, пяти танков 157-й танковой бригады и бронемашин 15-го отдельного разведывательного батальона. Отряд успешно справился с поставленной задачей: уничтожил вражескую охрану, овладел мостом и вышел на левый берег Дона, после чего перешел к обороне и удерживал переправу до подхода главных сил корпуса. Воспользовавшись этой переправой, через два дня, 24 ноября 1942 года, преследуя отходящего противника по восточному берегу Дона, части 4-го танкового корпуса в районе поселка Советский соединились с частями 4-го механизированного корпуса Сталинградского фронта, завершив полное окружение гитлеровской группировки Паулюса в Сталинграде.
За отличие в ходе этой операции «Уран» 8 декабря 1942 года 26-й танковый корпус стал 1-м гвардейским и получил почетное наименование «Донского», 14-я стрелковая бригада соответственно стала 1-й гвардейской, а командиру стрелкового батальона Кобякову было присвоено воинское звание капитан.
*** В феврале же 1943 года в районе Харькова 1-я гвардейская мотострелковая бригада 1-го гвардейского танкового корпуса, в которую входил батальон гвардии капитана Кобякова, совместно с танкистами вышла на рубеж Павлоград — Красноград. 20 февраля 1943 года овладела селом Хорошево (10 км северо-западнее станции Синельниково) и продолжали наступать на Днепропетровск. Вскоре был освобожден город Новомосковск. Так, еще в феврале 1943 года комбат Кобяков был всего в каких-то 25 км от Днепропетровска.
Однако на флангах и в тылу наших танковых корпусов сложилась неблагоприятная обстановка, вызванная контрударами 4-й танковой армии врага. В ночь на 21 февраля 2-й танковый корпус СС из района Краснограда нанес удар в южном направлении, прошел по тылам 6-й армии и овладел Павлоградом. Утром 22 февраля из района Чаплино на Павлоград удар нанес и немецкий 48-й танковый корпус. В связи с этим наши 1-й гвардейский и 25-й танковые корпуса вынуждены были прекратить наступление и начать отход к Северскому Донцу. Сложились исключительно тяжелые условия. Противник имел значительное численное превосходство, его авиация господствовала в воздухе и непрерывно наносила удары. В наших соединениях и частях горючее и боеприпасы были на исходе. В эти дни особо отличились воины батальона гвардии капитана Кобякова, которые на всем протяжении отхода отражали яростные атаки вражеских танков, нанося врагу ощутимый урон. Благодаря героическим действиям батальона Кобякова и в целом бригады наши танковые корпуса не попали в окружение и, сохранив большую часть танков, отошли за Северский Донец.
Несмотря на потерянные территории, героизм советских бойцов был оценен командованием, и гвардии капитан Кобяков в числе многих других был награжден боевой наградой — на этот раз орденом Красного Знамени.
*** После непродолжительного отдыха и пополнения 1-й гвардейский танковый корпус был передан в состав Брянского фронта и передислоцировался в район поселка Новосиль в самую западную точку орловского выступа Курской дуги. В июле 1943 года началась Курская битва, в оборонительном сражении которой участвовали и другие танковые части и соединения. Но когда наши войска, выстояв в обороне, перешли в наступление, пришло время и для танкистов и пехотинцев Донского корпуса.
18 июля 1943 года батальон гвардии капитана Кобякова устремился вперед и обеспечил прорыв обороны врага для ввода всего 1-го гвардейского танкового корпуса. Освобождая совместно с танкистами один населенный пункт за другим, батальон продвинулся на 22 км, выйдя к реке Олешня. Здесь продвижение было приостановлено.
В этих и дальнейших боях комбат проявил исключительный героизм, все время находясь в передовых подразделениях и непосредственно участвуя в огневом бою. В начале августа 1943 года батальон Кобякова продолжил наступление и первым в своем корпусе совместно со стрелковыми подразделениями 3-й армии ворвался на улицы города Орел. В уличных боях комбат участвовал, как командир, руководивший действиями рот и взводов и, как рядовой автоматчик, выбивая гитлеровцев из зданий и укреплений. 5 августа 1943 года Орел был полностью освобожден.
За мужество и героизм, проявленные в Орловской операции гвардии капитан Кобяков был награжден орденом Ленина.
От военного фельдшера до генерал-майора
Ровесник Октябрьской революции Иван Кобяков в 1936 году поступил в Брянский медицинский техникум, по окончании которого работал фельдшером и мечтал стать врачом.
Но в сентябре 1939 года он был призван в ряды Красной Армии, и Кобяков стал фельдшером 118-го стрелкового полка 54-й горно-стрелковой дивизии 9-й армии.
В качестве военного фельдшера Иван Кобяков прошел советско-финскую войну, где довелось не только оказывать помощь раненным товарищам, но и участвовать в тяжелых боях. Это и определило дальнейший его путь как военного человека, как мы уже знаем, он поступил в военное училище. А по его окончанию — Великая Отечественная война, которую Иван Кобяков прошел от звонка до звонка, в воинском звании гвардии майор участвовал в Параде Победы.
По окончании Великой Отечественной войны он остался на военной службе, в 1948 году окончил Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина. Служил командиром батальона курсантов Ташкентского танкового училища, с декабря 1949 — 2-го Саратовского танкового училища имени генерал-лейтенанта П. В. Волоха Приволжском военном округе. С ноября 1956 года служил в 52-м гвардейском танковом полку: заместитель командира полка, с января 1957 — командир полка, а с сентября 1958 — заместитель командира 7-й гвардейской танковой дивизии. С декабря 1960 года командовал 12-й гвардейской танковой дивизией.
С августа 1963 года — начальник Казанского Краснознаменного высшего танкового командного училища и одновременно начальник Казанского гарнизона. Избирался делегатом XXII, XXIV съездов КПСС, депутатом Верховного Совета Татарстана.
С июля 1975 года генерал-майор танковых войск И. Г. Кобяков — в запасе. Жил в городе Казань.
Умер 2 декабря 1993 года. Похоронен на Арском кладбище Казани.
Но память о славном сыне страны Советов, Герое Советского Союза живет, его чтят в белорусских городах, которые он освобождал, помнят и гордятся им его подчиненные в разных местах службы, в Брянском медицинской колледже и родном поселке Суземка Брянской области.
Примечательно и то, что его внук, и тоже Иван, осуществил мечту деда — стал военным врачом!
Своеобразным гимном в честь Ивана Григорьевича Кобякова можно назвать стихи поэтессы Любови Мироновой:
Страна героев воспитала.
Ты имена их не забудь:
От фельдшера до генерала —
Был Кобяковым пройден путь!
Автор статьи: подготовил Владимир Касьянов
Автор фото: Фото из открытых интернет-источников, носят иллюстративный характер