Детские спектакли в театре всегда востребованы. Маленькие зрители вырастают, им на смену приходят новые. Поэтому такие спектакли держатся в репертуаре зачастую дольше, чем для взрослых.
В театре Моссовета такой сказкой была «Пчёлка» по одноименной сказке А. Франса. Елена Валюшкина рассказывала, как ей довелось дебютировать в этом спектакле в главной роли, когда она пришла служить в театр.
Был ли этот случай с ней или другой актрисой, история умалчивает. Хотя по типичности ситуации, она могла повторяться каждый год. Самое трудное, но первого января уже в 10 утра зрительный зал заполняется юными зрителями под завязку. Состояние артистов – эльфов и гномов представить не трудно.
В середине спектакля есть сцена – гномы находят умирающую пчелку, обступают ее и предлагают согреть умирающую своим дыханием.
- Давайте подышим на нее! – предлагает один из них.
Если на обычном спектакле эта фраза не вызывает никаких эмоций, то после Новогодней ночи приобретает особый сакральный смысл. Естественно, героиня на которую дышит отряд мужиков «после вчерашнего» не выдерживает и начинает отползать в сторону кулис. Один из «гномов» решает все же до конца выполнить свои миссию и с криком: «Я все же подышу на нее!», бросается вслед актрисе. На что получает прямую угрозу:
- Я и сама могу на тебя подышать!
***
Когда артисты злоупотребляют горячительным на сцене – это беда режиссеров. Но, даже если спектакль сорван, он останется в репертуаре. Актеру могут влепить выговор, снять с роли или уволить. В кино проблемы алкоголя наносят гораздо больше ущерба и наказать безболезненно пьяницу не всегда получается.
Этим часто пользовались признанные мэтры советского кино. Так на съемках картины «Тринадцать» знаменитый Николай Крючков буквально выматывал нервы режиссеру Михаилу Ромму.
Всякий раз Ромм в гневе кричал и угрожал отправить актера в Москву. Но, хитрый Крючков каждый раз парировал:
- Ну, куда? – посмеивался он, - Полкартины уже снято, кем ты меня заменишь?
Ромм промолчал, но затаил обиду. На следующий день Николай Крючков вновь появился на площадке поддатый. Режиссер, когда запустили камеру, на полном серьезе ему скомандовал:
- А теперь падай!
Дисциплинированный актер упал в песок, не понимая задачи, но свято веря режиссеру.
- Стоп! Снято! – скомандовал Ромм, - Можешь отправляться в Москву!
- Как в Москву? – искренне удивился Крючков, - Что снято?
- Снято, как ты падаешь, сраженный вражеской пулей! Ты убит! И больше мне не нужен!
После этого случая Крючков радикально пересмотрел свое поведение и с тех пор старался столь дерзко на съемочной площадке себя не вести.
***
Если на сцене и съемочной площадке многие актеры стараются держаться и не подводить коллег. То расслабиться в дороге между переездами – дело святое. Ни для кого не секрет, что питерские и московские актеры часто курсировали между двумя городами. С чем это связано, не известно, но ленинградские режиссеры обожали приглашать москвичей, а московские любили артистов из культурной столицы.
Летом 1931 года между двумя городами пустили скоростной поезд «Красная стрела». Очень комфортный и быстрый. Поздно вечером загрузился в вагон в купе и утром ты уже в другой столице. Отдохнувший и выспавшийся на мягкой полке. Но это в теории.
На практике многие артисты предпочитали с удобствами отметить свою сделанную или предстоящую работу. Поэтому, как правило, ночи в «Красной стреле» были бурными. И утренний перрон Ленинградского вокзала в Москве и Московского в Питере не казался столь радужным.
Остроумный Ефим Копелян назвал эту сцену «Утром стрелецкой казни!» И с легкой подачи шутника, в актерском мире это понятие стало крылатым на многие десятилетия.
Спасибо, что дочитали до конца. Пишите комментарии.
Понравилась статья? Ставьте лайк.
Вы не пропустите новое, если подпишетесь на мой канал.
Ссылки на другие байки тут.