Во время выступления известной немецкой группы Rammstein на сцене происходит что-то среднее между борделем, садо-мазо оперой и сном сумасшедшего нациста. Всё это приправлено таким количеством пиротехники, что даже привычные к фейерверкам Китайцы вздрагивают от очередных языков пламени из инструментов, декораций и самых неожиданных частей зала и сцены.
Признанный "Король ужаса" Элис Купер долгое время появлялся на сцене из гроба и начинал свой театр ночных кошмаров. На сцене он многократно поедал бутафорских животных, а так-же был множество раз казнён, как через повешение, так и через отрубание его загримированной головы огромной гильотиной.
Сюда же можно отнести и группу Ленинград с их постоянным матом и сеансами сценического эксгибиционизма.
И гитариста-виртуоза Бакетхеда, который выступает в белой маске с ведром из под курицы "KFC" на голове.
И "Князь тьмы" Оззи Осборн и Kiss и Мэрилин Мэнсон и Slipknot и даже "инопланетянка" Жанна Агузарова. Все они относятся к такому яркому направлению в рок-музыке, как "Шок-рок". Как понятно из названия, все эти костюмы, макияж, взрывы и литры бутафорской крови нужны исключительно чтоб повергнуть в шок даже самого подготовленного зрителя.
А отцом-создателем всего этого безобразия считается бывший боксёр, военный, а также прекрасный вокалист и пианист Джеласи Хокинс известный во всём мире под псевдонимом Скримин Джей Хокинс (Орущий Джей Хокинс).
Тут истинные меломаны могут возразить. Как так, ведь ещё за 10 лет до Джея Хокинса, на сцене Московского театра Миниатюр, в маске Пьеро и в окружении полуобнажённых танцоров балета уже исполнял свои строки Александр Николаевич Вертинский. Но вряд ли перечисленные выше зарубежные артисты знали о существовании "Фарфорового паяца".
И так, в 1951-м году пианист и бывший чемпион Аляски в среднем весе Джеласи Хокинс берёт себе громкий псевдоним, и вместе с гитаристом Тини Граймсом начинает выступать в своей незабываемой эксцентричной манере. На сцене Джей Хокинс одевается в яркие костюмы включающие в себя: Шотландский килт, леопардовую кожу, тюрбан, привязанные к запястьям жестяные банки и всё на что хватит фантазии. Во-время исполнения Джей издаёт всякие странные звуки, он то похрюкивает, то чмокает, то завывает подобно волку в лунную ночь, не забывая при этом корчить страшные и смешные гримасы.
Заскучавшую публику это приводит в восторг и популярность Скримин Джея Хокинса растёт день ото дня. Конечно появляется законное желание записать это для потомков. Джей находит подходящую студию, музыкантов и начинает усиленно работать. Изначально песня "I Put A Spell On You" была записана, как лиричная блюзовая баллада о парне, который так страдает от безответной любви, что готов наложить колдовские чары, что бы только быть со своей избранницей. Но потом Джей решает перезаписать песню для другой студии используя свои фирменные хрюканья и завывания. И всё равно не хватало какой-то изюминки. Продюсер поинтересовался у Джея почему его голос во время записи на студии звучит немного не так ярко, как на сцене. Джей сказал, что не знает, но скорее всего это из-за того, что он никогда не выходит на сцену трезвым. На следующую запись было решено полностью раскрепоститься всех попросили приносить с собой какие угодно угощения, а сам продюсер принёс огромное количество жареной курицы, рёбрышек и алкоголя разной степени крепости. И естественно все напились ещё до записи.
"Мы напились! Мы смеялись, рассказывали анекдоты, мы гуляли. Где-то так через час я услышал голос: "Давайте писать." А все уже с ума посходили. Mikey "Guitar" Baker наклюкался до потери сознания. Sam "The Man" Taylor", саксофонист, мунштук не мог поймать губами. Я и сам посередь веселья отрубился - а вы говорите с человеком, который больше 28 лет, до 1974 года, жил под балдой. Я пил все, что булькало. Я пил стопроцентный спирт и запивал его виски."
Так в состоянии полного угара и веселья лиричная баллада окончательно превратилась в балаган про колдуна и страшные заклятия.
"Я наложил на тебя чары! Потому что ты только моя. Прекрати делать, то что ты делала, смотри на меня, смотри в оба я не лгу. Я не стану больше терпеть твои измены. Это невыносимо. Хватит обрезать мне крылья. Я не лгу, я люблю тебя и мне пришлось это сделать. Я наложил на тебя чары и мне без разницы, что я тебе больше не нужен. Я наложил на тебя чары и ты моя."
Screamin' Jay Hawkins - I Put A Spell On You. Один из первых телевизионных видеоклипов.
На следующий день похмельный Скримин Джэй Хокинс даже не помнил, что творилось в студии. И позже, слушая свой голос на записи не мог поверить, что это спел он.
"Неделю спустя после записи я сидел дома, и мне принесли пробную копию. Я слушал ее снова и снова… Я думал, мне наврали - невероятно, чтобы это я пел так. И я решил проверить, могу ли я так петь на самом деле. Я кривил рот по-всякому, но ничего похожего не получалось… Наконец я налил себе стакан виски, опрокинул - и тогда смог сделать все то, что было на записи."
Позже Джей Хокинс пробовал проделать этот же трюк и во время записи других песен. Даже получилось какое-то количество хитов, но все его последующие песни не достигли такого же успеха, как "I Put A Spell On You". Зато после записи этой песни у него окончательно сформировался образ. Теперь на концертах он появлялся из гроба (привет Элис Купер), из ноздрей у него торчали два больших клыка, одним из атрибутов Джея был курящий череп по-имени Генри, а вокруг всё дымило, горело и взрывалось.
Живое выступление на Arsenio Hall Show (1989). Обратите внимание на руку на пианино и шутку про Майкла Джексона.
Как ни странно мировое признание песня "I Put A Spell On You" получила только спустя много лет, когда её начали использовать в огромном количестве фильмов, в рекламе, сериалах и даже во-время выступлений на фигурном катании. А каверы на эту песню можно слушать не один час. Среди них и лиричные и ироничные и страшные в исполнении таких звёзд шок-рока, как: Ник Кейв, Элис Купер, Мэрилин Мэнсон.
Marilyn Manson - I Put A Spell On You (1995)
Шокировать публику спецэффектами, экстравагантными поведением, вызывающими нарядами или отсутствием таковых приём довольно простой. Но и Тиль Линдеман и Ник Кейв и Элис Купер и Мэрилин Мэнсон отличные поэты и исполнители, Бакетхэд признанный музыкант-мультиинструменталист, а Жанна Агузарова выдающаяся вокалистка. И Скримин Джэй Хокинс и все перечисленные выше артисты люди исключительного таланта, а сценический образ и элементы шоу лишь способ обратить на себя внимание и попытка немного стряхнуть пыль с засидевшейся публики. Настоящие шедевры живут годами и рождают эмоции у слушателя сами по-себе без лишних способов подачи. А шоу, шоу может быть популярным и не очень, дешёвым и многомиллионным - главное не дать публике впасть в уныние. И молодые и опытные артисты прекрасно об этом знают так что "Show Must Go On!"
- Подписывайтесь, жмите на пальцы.
- Буду рад любым комментариям.