Найти тему

3 лучшие экранизации Артура Кларка

Оглавление

Продолжая рубрику, в которой мы рассматриваем экранизации произведений столпов мировой научной фантастики (у нас в гостях уже были Жюль Верн и Герберт Уэллс), ни в коем случае нельзя обойти стороной писателя, чей третий закон цитируется направо и налево в произведениях массовой культуры и по праву считается важнейшим в научной фантастике.

К сожалению, у произведений сэра Артура Кларка не так много экранизаций, а ещё меньше достойных экранизаций. Схожая история получается и с ещё одним важнейшим писателем мировой научной фантастики, чьи три закона являются базовыми и за рамками художественных произведений.

Потому мною было принято решение выбрать по три самые лучшие экранизации с каждого автора и рассказать поподробнее про их (писателей) законы и разбить на две статьи.

Для тех, кто не знаком с данной рубрикой, вкратце расскажу правила составления списка: с YouTube-канала Кино Огонь мною была позаимствована независимая система ранжирования кинокартин — среднеарифметическое значение оценок фильмов с КиноПоиска, IMDb, Metacritic и Rotten Tomatoes.

Приятного чтения!

Три закона Артура Кларка

-2

1 закон

Когда уважаемый, но пожилой учёный утверждает, что что-то возможно, то он почти наверняка прав. Когда он утверждает, что что-то невозможно, — он, весьма вероятно, ошибается.

Первый из трёх законов, изначально называвшийся просто «закон Кларка», был сформулирован автором в его книге «Черты будущего» (англ. Profiles of the Future) (1962).

Айзек Азимов (тот самый товарищ, о котором пойдёт речь в следующей статье) сформулировал дополнение к первому закону Кларка, касающееся несогласия непрофессионалов с учёным:

Тем не менее, когда непрофессионалы сплачиваются вокруг идеи, отрицаемой уважаемым, но пожилым учёным, и поддерживают эту идею с пылом и энтузиазмом — то этот уважаемый, но пожилой учёный, в конечном счёте, вероятно, прав.

2 закон

Единственный способ обнаружения пределов возможного состоит в том, чтобы отважиться сделать шаг в невозможное.

Утверждение, ныне называемое вторым законом, также впервые было упомянуто в этом издании, однако «вторым законом» Кларк назвал его только в последующей редакции своей книги в 1973 году.

3 закон

Любая достаточно развитая технология неотличима от магии.

То же издание и та же редакция. Наиболее известен в массовой культуре.

4 закон

Для каждого эксперта существует аналогичный эксперт с противоположной точкой зрения.

Также автор, помимо трёх основных законов, в редакции той же книги в 1999 году выделил ещё и этот; он явно является аллюзией на третий закон Ньютона (буквально «… равный и противоположно направленный эксперт»).

КОНЕЦ ДЕТСТВА (2015)

-3
Сериал расскажет о мирном вторжении пришельцев на Землю: прибытие инопланетных гостей привело к немедленному прекращению войн и превратило планету практически в утопию.

И сразу же мы начнём с сериала по книге, считающейся многими важнейшей в творчестве писателя.

Если взглянуть на оценки, то я, в общем и целом согласен с рейтингом на Томатах; проект заслуживает всяческих похвал, а Metacritic, как всегда, всю малину попортил.

Перед нами действительно важное высказывание. Темп повествования неспешный, но всё размеренно. Ты словно погружаешься в транс и впитываешь в себя фильм по кадру, как страницы книги (а это важно для экранизации). Философский бэкграунд великолепен, хоть и концовка выходит несколько менее логичной, нежели всё остальное повествование. Темы, поднимаемые и развиваемые в сериале уже стоят того, чтобы поставить ему оценку выше среднего.

Радует, что в сериале есть место для каждого персонажа. Каждый забирается на подкорку и линия каждого важна. В совокупности с описанным выше, это образует особое ощущение — ощущение общности сериального мира; нам показывают полную картину, зритель ценит это и поглощает хронометраж секунда за секундой, продолжая впитывать открытия каждой серии и боясь пропустить хоть одно из них. В уме всегда держится здоровый научный интерес, и вопросы, поднимаемые в сериале, находят своё разрешение по ходу повествования и находят как раз вовремя.

Это пример идеально переданной атмосферы в тесном переплетении с философией и психологией человека. Актёрская игра отнюдь не плоская, а происходящему на экране веришь.

Настоятельно рекомендую к просмотру.

КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ 2010 (1984)

-4
Действие происходит спустя девять лет после событий предыдущей картины. Космический корабль «Алексей Леонов» с советско-американским экипажем на борту отправляется на Юпитер, чтобы разгадать тайну оставленного на орбите корабля-первопроходца «Дискавери».
Для этого командиру и членам звездного экипажа предстоит вновь активировать выведенный из строя компьютерный мозг HAL-9000, который явился одной из причин провала первой экспедиции.

Как понятно из синопсиса, связь со знаменитой лентой Стэнли Кубрика будет довольно тесной, и избежать сравнений не получается при всём желании (что играет свою роль и при оценке, как ни крути).

Кроме того, теперь вы наверняка понимаете, какая лента будет третьей в списке ;)

Как только картина не называлась. У нас лента обрела уже упомянутое название, а англоязычный интернет именует её то "2010", то "2010: The Year We Make Contact".

Фильм вышел спустя 2 года с выхода книги-первоисточника, и особой славы не снискал ни у критиков, ни у зрителей. Лента была встречена весьма прохладно, а избалованная Кубриком аудитория не приняла новый темп повествования и хромые спецэффекты.

Тем не менее, работа была проведена большая. Кубрик после съемок «Космической одиссеи 2001» уничтожил модель космического корабля, для того, чтобы не было никаких римейков, однако бригада Питера Хаймса все восстановила по картинкам и кадрам из фильма.

Хотя ни упомянутый Стэнли Кубрик, снявший «Космическую одиссею 2001 года», ни сам Артур Кларк, написавший «Одиссею два», не принимали непосредственного участия в съёмках фильма, его создатели нашли оригинальный способ отдать должное творцам первого фильма. Если прочитать фамилию командира СССР Татьяны Кирбук наоборот, то получится фамилия Кубрик. Так же Стэнли Кубрик изображён в «2010» в образе советского генерального секретаря, а Артур Кларк представлен в образе американского президента. Вместе они появляются в одной из сцен фильма на фотографии, размещённой на обложке журнала. Кроме того, Кларк сыграл эпизодическую роль мужчины, сидящего на скамье близ Белого дома.

Кроме того, здесь засветились и наши звёзды: роль доктора Владимира Руденко в фильме исполнил Савелий Крамаров, эмигрировавший в США в 1981, а Максима Брайловского сыграл его друг Илья Баскин, имигрировавший в США ранее.

Лента, конечно, не идёт ни в какое сравнение с шедевром Кубрика, однако вполне заслуживает потраченного на неё времени, так что от меня рекомендация.

2001 ГОД: КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ (1968)

-5
Экипаж космического корабля «Дискавери» - капитаны Дэйв Боумэн, Фрэнк Пул и их бортовой компьютер HAL 9000 - должны исследовать район галактики и понять, почему инопланетяне следят за Землей. На этом пути их ждет множество неожиданных открытий.

Вот мы и подошли к легендарному фильму мэтра Стэнли Кубрика.

В основу фильма лёг рассказ Артура Ч. Кларка «Часовой», который был опубликован в 1951 году. Кларк разработал сценарий вместе с Стэнли Кубриком ещё до написания романа «2001: Космическая одиссея», вышедшего в свет сразу после фильма.

Согласно четвёртому закону Кларка, на каждого восхваляющего фильм профессионального критика, найдётся "равный и противоположно направленный" профессиональный критик. Фильм в основном ругают за затянутость и непонятность. Что касается первого, то это ещё цветочки (было отснято в 200 раз больше материала), да и на общую атмосферу это работает прекрасно, а что касается второго, то сам Артур Кларк после премьеры сказал буквально следующее:

«Если вы умудритесь полностью понять „Одиссею“, то для нас это провал, ведь мы пытались дать гораздо больше вопросов, чем ответов».

Судя по отзывам, авторский замысел увенчался успехом, а не это ли главное для экранизации, породившей роман?

Благодарю, что дочитали статью до конца, но не расходитесь далеко — завтра выходит подобный материал по Айзеку Азимову, так что подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить публикацию.

Новые статьи уже на подходе ;)