Найти тему

Лучшая книга о воспитании детей, общении с людьми! Поможет даже в общении с "трудными" взрослыми

Оглавление

Учась в Московском Педагогическом государственном университете, на 3-м курсе я получила задание, выполняя которое мне нужно было написать рецензию на любую книгу о воспитании ребёнка в семье. Как только мой преподаватель озвучил это задание, я сразу вспомнила о книге, которую читала еще будучи школьницей. Эта книга буквально изменила мою жизнь. Я бы даже сказала, что она определила мою судьбу еще тогда, в далёком 2014, когда я была подростком и совсем не планировала свой дальнейший путь. Наверное, именно после этой книги я решила, что хочу стать педагогом и заниматься воспитанием детей! Я адаптировала свою рецензию специально для Яндекс.Дзен и с удовольствием делюсь ей с вами, дорогие читатели.

Несмотря на то что первое издание этой книги вышло в 1995 году, она до сих пор пользуется невероятной популярностью. Почему?

Мы — люди —социальные существа, мы все общаемся друг с другом, и от качества этого общения зависит вся наша жизнь: какими вырастут наши дети, устроимся ли мы на работу, сможем ли заявить о себе, удовлетворить свои потребности, получить желаемое!

Если мы умеем выстраивать гармоничные, доверительные и крепкие отношения с нашими близкими, мы получаем кучу бонусов — уверенность в завтрашнем дне, радость от искреннего общения, безвозмездную поддержку, взаимопонимание и многое другое.

Общаться с ребенком. Как?

О чем книга?

Хоть эта книга про общение с ребёнком, она затрагивает настолько важные и глубокие темы, что является настоящей шпаргалкой по общению не только взрослых с детьми, но и взрослых со взрослыми.

Книга "Общаться с ребенком. Как?" отвечает на самые популярные вопросы родителей, запутавшихся в методиках воспитания, когда не хватает знаний и умений или когда нет уже никаких сил на то, чтобы наладить отношения внутри семьи. Вот лишь малая часть этих вопросов:

– Как построить хорошие отношения в семье?

– Как сделать так, чтобы ребёнок слушался?

– Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик?

– Как правильно помогать ребенку?

– Как быть со своими чувствами?

Кто автор?

Ю. Б. Гиппенрейтер
Ю. Б. Гиппенрейтер

Юлия Борисовна Гиппенрейтер родилась 25 марта 1930 года, она современный российский психолог, профессор МГУ. Изучает такие области научной деятельности, как экспериментальная психология (психология восприятия, психология внимания, психофизиология движений), системная семейная психотерапия, нейро-лингвистическое программирование.

В чем уникальность книги Ю.Б. Гиппенрейтер?

В книге «Общаться с ребенком. Как?» синтезированы достижения как советской психоло­гической науки, так и достижения западной практической психологии.

Всего в книге десять глав. Каждая глава — это урок. В каждом уроке очень понятно и просто изложены принципы воспитания, а также есть много примеров из практики. Во второй части книги рассказывается история «трудного» подростка Феди.

Ю.Б. Гиппенрейтер предлагает читателям безусловно принять ребенка, и именно из этой позиции применять различные методы воспитания, о которых рассказывается в книге. К слову, со взрослыми это тоже прекрасно работает — проверено на личном опыте. Когда мы принимаем близкого человека таким, каков он есть, мы позволяем проявиться его лучшим качествам.

Кстати, по мнению Юлии Борисовны, плохое поведение детей провоцируют сами родители. Интересно, не правда ли? А это же вполне логично, потому что дети отражают своих родителей. С самого рождения малыши непрерывно впитывают всё, что видят во взрослом, при этом копируют они всё без разбора — и хорошие качества, и те не очень приятные стороны личности, которые родители пытаются, но не могут скрыть от своего проницательного ребёнка.

Важные вопросы, рассматриваемые в книге

В книге представлено множество примеров, доступно и красочно иллюстрирующих ответы на каждый из этих вопросов, а также и на многие другие. Мы же сейчас рассмотрим самую суть, выделив главное.

1. Что такое безусловное принятие?

Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Неслучайно Ю. Б. Гиппенрейтер рассматривает этот вопрос в самой первой главе своей книги. Он действительно очень важен.

Потребность в любви и нужности — это самая главная потребность человека. Приятные слова — о любви, о поддержке и заботе — питают ребёнка эмоционально, позволяют ему психологически созревать.

Взрослый человек, хоть он и менее чувствителен, чем ребёнок, в пространстве безусловного принятия чувствует себя так же — свободно и безопасно, расцветает в нём!

2. Каковы последствия непринятия?

Обида, одиночество, отчаяние, неверие в себя — и всю эту бурю переживают внутри себя как маленький человечек, так и отвергаемый взрослый человек.

3. Что такое «активное слушание»? (я пообещала рассказать о нём в этой статье)

Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

-3

НАПРИМЕР:

Мальчик Вася плачет, рядом на полу лежат осколки разбитой вазы.

Мама: я вижу, что ты плачешь, ты расстроен.

Вася всхлипывает, потирая намокшие от слёз глазки.

Мама: ты расстроен, потому что разбил вазу.

Вася: да, я расстроен! (Начинает плакать сильнее)

Мама: ты бежал мимо столика и задел вазу, а теперь расстроен, потому что не хочешь быть наказан.

Вася: нет, я ударился о ножку столика, а ваза сама упала! (Вовлекается в диалог, успокаивается)

Мама: значит, ты ударился, и тебе больно, поэтому ты вдвойне расстроен.

Вася: да, мама, и я хочу, чтобы ты меня пожалела!

Думаю, вышеприведённого отрывка из диалога мамы и сына достаточно для того, чтобы понять суть «активного слушания». Переходим к следующему вопросу.

4. Как правильно использовать «активное слушание»?

  • Важно повернуться к ребенку лицом и расположиться так, чтобы глаза родителя и ребенка находились на одном уровне.
  • В разговоре нужно констатировать факт произошедшего события, а затем назвать ребенку его чувство.
  • В беседе с расстроенным или огорченным ребенком необходимо использовать только утвердительные предложения.
  • Очень важно «держать паузу» в беседе и давать ребёнку возможность «выговориться».

5. Каковы последствия «активного слушания»?

— Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка, конфликт утихает.

— Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше, есть возможность понять мотивы его действий.

— Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

-4

Краткая памятка для тех, кто хочет уже сейчас начать использовать принципы Ю.Б. Гиппенрейтер:

  1. Безусловно принимайте своего ребёнка.
  2. Активно слушайте и выявляйте его потребности, узнавайте чувства.
  3. Обязательно проводите вместе время (играйте, читайте, занимайтесь делами).
  4. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он может самостоятельно справиться.
  5. Помогайте тогда, когда ребёнок просит вас о помощи.
  6. Поддерживайте успехи.
  7. Делитесь своими чувствами — так вы покажете своё доверие.
  8. Решайте конфликты конструктивно — забудьте о прошлых проблемах и разбирайтесь только с возникшей ситуацией
  9. Говорите ребёнку, что вам в нём нравится, как любите его, что верите в него, что рады тому, что он у вас есть!
  10. Обнимайте ребёнка не менее 4-х раз в день, 8 раз — ещё лучше!

Но я всё же очень рекомендую прочитать книгу "Общаться с ребенком. Как?", ведь это кладезь полезной информации для любого человека. В интернете о ней написаны тысячи отзывов, тысячи счастливых детей и родителей образовали крепкие семейные отношения, перестали ругать и критиковать друг друга, научились делиться чувствами.

Дорогие читатели!

Я очень надеюсь, что моя рецензия оказалась полезной и информативной. Поделитесь, пожалуйста, своими чувствами и мыслями по поводу данной статьи в комментариях, это поможет мне улучшить качество контента. Благодарю!

-5