Моему любимому папе, вдохновившему меня, посвящаю!
Михаил Михайлович Бахтин - был очень мудрым человеком, который многое видел и понимал гораздо отчётливее и глубже большинства своих современников, да и потомков тоже. И читать его безусловно интересно, о чём бы он ни писал; а круг его интересов был очень широк. Он писал и работы о "философии поступка", и об эстетике словесного художественного творчества, и о творчестве Франсуа Рабле и Фёдора Михайловича Достоевского. Причём ни о Рабле, ни о Достоевском, о мире их произведений, об их творчестве никто ещё ни до, ни после него не писал так интересно. Я сейчас могла бы написать очень подробно об его трудах о Льве Толстом, о Рабле, о проблеме автора и героя в художественной эстетике. Но у меня сейчас другая цель, и поэтому я ограничусь всего двумя очень небольшими цитатами из его произведений.
"Борьба художника за определённый и устойчивый образ героя есть в немалой степени борьба его с самим собой". Не задумывались об этом?..
"Очень многие непристойности и кощунственные выражения, которые уже в XVII веке приобрели такую силу преображать контекст, в эпоху Рабле вовсе не воспринимались как такие и не переходили границ принятого в официальной речи. Также относительна и степень влияния на контекст тех или иных внеофициальных ("нецензурных") слов и выражений. Каждая эпоха имеет свои нормы речевой официальности, приличия, корректности. И во всякую эпоху есть свои слова и выражения, употребление которых воспринимается как известный сигнал говорить вольно, называть вещи своими именами, говорить без умолчаний и эвфемизмов. Употребление таких слов и выражений создавало атмосферу площадной откровенности, настраивало на определённую тематику, и на неофициальность самой точки зрения на мир". К сожалению, в наше время "говорить вольно", "называть вещи своими именами", "говорить без умолчаний и эвфемизмов" - уголовно наказуемые деяния, чего не было ни в эпоху Рабле, ни в менее тёмные (но не более формально демократические) века. Теперь говорить по бумажке, не называть вещи своими именами, прибегать к умолчаниям и эвфемизмам - это норма жизни. А многие вещи - например, фуражку фюрера или ортопедическую обувь его министра пропаганды - нельзя и изображать...
...А вообще-то я о других работах Бахтина.
И ещё - я не в последнюю очередь решила написать о нём ещё и потому, что он, как и я, ЛЮБИЛ КОТЕЕК!
Ведь сразу видна вся мудрость и рассудительность не только Михаила Михайловича, но и котика!
А написать я решила о некоторых мыслях Бахтина, которые очень актуальны и злободневны сейчас, а может быть и больше, чем в момент переноса их автором на бумагу, хотя первой работе уже больше века. Они о том, как оставаться человеком, а главнее этого для человека мыслящего, думающего, не приемлющего растительного существования, в жизни, наверное, нет вообще ничего.
"Искусство и ответственность" опубликованы ещё в сентябре 1919 года. Но вот эта фраза звучит лично для меня так, как будто она была произнесена сегодня утром.
"Личность должна стать сплошь ответственной: все её моменты должны не только укладываться рядом во временном ряду её жизни, но проникать друг друга в единстве вины и ответственности".
И к личности творческой это было отнесено в первую очередь. К учёному-гуманитарию, к писателю, поэту, художнику, актёру, режиссёру, журналисту. И это не несколько заезженное уже "душа обязана трудиться...", это о другом: если то, что на самом деле творится вокруг тебя и твоё осознание этого, установка начальников и цензоров и мнение более содержательных чем ты людей - это три параллельных непересекающихся прямых, то кто-то из вас определённо занимается не своим делом.
И ещё, из "Заметок" разных лет - с начала 1920-х до 1974 года.
"Если народ на площади не смеётся, то "народ безмолвствует". Народ никогда не разделяет до конца пафоса господствующей правды". Вот только последнее слово я поставила бы, может быть, в кавычки, а по сути сказано абсолютно точно. Так что напрасно доморощенные идеологи, агитаторы, пропагандисты,замполиты строят какие-то расчёты на "глубинный народ", "широкие массы" и тому подобные мертворожденные клише.