Экономический рост Вьетнама поражает экспертов со всего мира. Всего за несколько десятков лет ВВП страны вырос в несколько раз. Население богатеет с каждым годом, зарплаты растут, люди открывают новые горизонты. Строительная отрасль в тропической стране также развивается семимильными шагами. Один мой знакомый, который работал в этой индустрии на Родине, занялся привычным делом во Вьетнаме. Его терпения хватило только на один объект, рассказываю, почему.
«Работа не волк»
У вьетнамцев свой ритм работы. И это удивительно. Они никуда не торопятся, но при этом стройка идёт.
Их зачастую не интересует контракт руководителя, сроки и стоимость. Они могут устроить выходной прямо посреди недели, постоянно ссылаются на уважительные причины. Стройка может простаивать несколько дней только из-за того, что не хватает определённых мастеров, которые не вышли на работу.
В то же время, рыночную экономику никто не отменял. Аренда техники, бетономешалки, инструмента или лесов ежедневно забирает немало бюджета. Моему другу приходилось предпринимать жёсткие меры, штрафовать мастеров.
Тут он понял, вьетнамцы терпеть не могут грубого отношения к себе. После одной – двух воспитательных бесед первая бригада разбежалась, и русскому пришлось искать новых людей.
Соотечественники в Нячанге тоже не изъявляют желания работать от зари до зари. Они приезжают сюда за лёгкой жизнью и наслаждаются ей сполна. Всё это ведет к срыву сроков и скандалам с хозяином объекта.
«Солдат спит – служба идёт»
Ещё одной отличительной чертой вьетнамцев является их распорядок рабочего дня. Формально, они заступают на смену в 6 утра, и это действительно так. Люди приезжают на стройку с небольшим опозданием. Они не сразу начинают трудиться – традиционный утренний кофе и сытный завтрак на костре – святое. Это отнимает от одного до двух часов.
Работа начинается не раньше 8 утра. Люди трудятся около 3 часов, после чего обязательно двое из бригады приступают к приготовлению ланча. В 12 часов дня они с удовольствием едят и мило беседуют, рассказывают анекдоты.
После обеда, с 1 до 3 дня весь Вьетнам уходит на сиесту. Люди просто засыпают прямо на рабочих местах. При попытке разбудить они сильно возмущаются – эта традиция в жаркой стране не нарушается веками. Работа возобновляется уже после 3 часов, но в 6 начинаются сумерки. Вьетнамцы никогда не доделывают свою работу – они просто бросают материалы, инструмент и разъезжаются по домам.
Это отношение усугубляется их нежеланием работать за объём. Они требуют оплаты исключительно за рабочий день. Их не интересует, сколько часов они реально трудились. Присутствие на объекте отнимает их время, и они требуют полноценной оплаты.
«И так сойдёт»
Качество здесь часто называется особым термином – «Вьетнамский стиль». Люди могут не заботиться об эстетике. Кирпичная кладка возводится с нарушениями, а бетон заливается с недопустимыми дефектами поверхности.
Ни один русский заказчик ни за что не принял бы такой результат. А во Вьетнаме, что поразительно, заказчики относятся с пониманием и вообще не предъявляют претензий. Можно смело утверждать, что вьетнамец вьетнамца понимает на все 100.
При попытке указать им на брак, они просто разводят руками и говорят своё вечное "Хам сао" (в переводе "нет проблем"). Вьетнамцы не могут понять, зачем делать наилучшим образом, если и просто хорошо тоже всех устраивает.
После 4 месяцев строительства небольшого дома, мой друг посчитал деньги. Он понял, при дешёвых ценах за квадратный метр, заработать в этом бизнесе иностранцу не получится. По его подсчётам получилось, он не поимел ни одной копейки чистой прибыли. Все возможные плюсы ушли на покупку новых материалов, оплату переделок и другого брака.
Но я склоняюсь к мнению, что он просто должным образом не учёл специфику страны, её менталитет, а подходил и требовал от местных строителей по русским стандартам. Если бы он был, что называется, "на одной волне" с коренными жителями, то и результат был бы иным.