Найти в Дзене
Живопись. Фотография.

Птиц оперение, цвета волшебство. Фотограф Eliot Furness Porter

Уиннетка – благополучная деревня, скорее даже маленький городок в пригороде Чикаго. Она построена на побережье озера Мичиган и считается, что жизнь в ней прекрасна. Своим появлением на свет она обязана красоте здешних мест. Первые жители, семья Паттерсонов, отстали от своего каравана, завороженные местной природой, и решили, что лучше дома им не найти. Американский высший средний класс предпочитает жить в Уиннетке с начала двадцатого века.

Луна над вершинами. Источник изображения: https://artmuseum.princeton.edu/es/collections/maker/3087
Луна над вершинами. Источник изображения: https://artmuseum.princeton.edu/es/collections/maker/3087
Астры и малина, остров Оук, штат Мэн. Источник изображения: https://collection.farnsworthmuseum.org
Астры и малина, остров Оук, штат Мэн. Источник изображения: https://collection.farnsworthmuseum.org

Семья Элиота Фернесса Портера была в высшей степени респектабельной. Отец, Джеймс Портер, был архитектором и занимался вопросами семейной недвижимости в Чикаго, но также он любил естественные науки. Мать, которую звали Рут – поэтессой из семьи литераторов. Они были родом из почтенных семей Новой Англии. Из их пятерых детей Элиот был вторым. Он родился в самом начале века технического прогресса, и уже в 10 лет получил в качестве рождественского подарка свой первый фотоаппарат. Это была камера Brownie. Сын своего отца, Элиот первым делом решил сфотографировать все виды птиц около своего дома, а затем, когда наступят каникулы – на острове Грейт-Спрус-Хед, что в переводе означает «Большая Еловая Голова» в заливе Пенобскот, в штате Мэн. У Элиота было классическое для Уиннетки детство: игры в лесу, прогулки по пляжу, обучение игре в теннис на семейном корте. В 1912 году Джеймс Портер купил необитаемый остров Грейт-Спрус-Хед, сам спроектировал дом, и семья Портеров долгие годы проводила там лето. В 1966 году, Элиот Портер издаст книгу, скорее даже фотоальбом «Летний остров: страна Пенобскот», в знак памяти о своих детских годах.

Остров Great Spruce Head, штат Мэн. Источник изображения: https://collection.farnsworthmuseum.org/objects/5225
Остров Great Spruce Head, штат Мэн. Источник изображения: https://collection.farnsworthmuseum.org/objects/5225

Лепестки роз на пляже, остров Great Spruce Head, штат Мэн. Источник изображения: http://browse.americanartcollaborative.org/actor/ulan/500007426.html
Лепестки роз на пляже, остров Great Spruce Head, штат Мэн. Источник изображения: http://browse.americanartcollaborative.org/actor/ulan/500007426.html
Ястребинка на лугу, остров Great Spruce Head, штат Мэн. Источник изображения: https://www.holdenluntz.com/artists/eliot-porter/hawkweed-in-meadow-great-spruce-head-island-maine-1968/
Ястребинка на лугу, остров Great Spruce Head, штат Мэн. Источник изображения: https://www.holdenluntz.com/artists/eliot-porter/hawkweed-in-meadow-great-spruce-head-island-maine-1968/
Яблоки, остров Great Spruce Head, штат Мэн, 1942 год. Источник изображения: https://collection.farnsworthmuseum.org/objects/6313
Яблоки, остров Great Spruce Head, штат Мэн, 1942 год. Источник изображения: https://collection.farnsworthmuseum.org/objects/6313

Мальчики из семьи Портеров традиционно учились в Гарварде. Так и Элиот, который в 1923 получил ученую степень в области химического машиностроения, а затем, в 1929 году и степень доктора медицины. В Кембридже он дополнительно изучал биохимию. В Гарварде же долгое время занимался биохимическими исследованиями и параллельно преподавал биохимию и биологию. Но любовь к фотографии никогда его не оставляла.

Птица в полете. Источник изображения: https://tylercollection.omeka.net/items/show/1809
Птица в полете. Источник изображения: https://tylercollection.omeka.net/items/show/1809
река Колорадо на 122 миле, Гранд-Каньон, Аризона. Источник изображения: https://collection.farnsworthmuseum.org/objects/6316
река Колорадо на 122 миле, Гранд-Каньон, Аризона. Источник изображения: https://collection.farnsworthmuseum.org/objects/6316

Подсолнухи и песчаные дюны. Колорадо. Источник изображения: https://www.holdenluntz.com/artists/eliot-porter/hawkweed-in-meadow-great-spruce-head-island-maine-1968/
Подсолнухи и песчаные дюны. Колорадо. Источник изображения: https://www.holdenluntz.com/artists/eliot-porter/hawkweed-in-meadow-great-spruce-head-island-maine-1968/

Фэрфилд, младший брат Элиота, ставший к началу 30-х годов известным художником-реалистом, водил знакомство со многими известными людьми того времени, от поэтов Нью-Йоркской школы до знаменитых художников и фотографов. По стечению обстоятельств, практически одновременно, Фэрфилд познакомил брата с Анселем Адамсом, а друг семьи – с Альфредом Штиглицем. Два известнейших фотографа оказали поддержку молодому любителю, несмотря на то, что Штиглиц критиковал черно-белые работы Портера, снятые с помощью небольшой обзорной камеры Linhof. А Элиот все чаще фотографировал пейзажи Новой Англии, а также привез много работ, сделанных во время экскурсии в Австрию.

Ручей Понд-Брук, недалеко от Уайтфейса, Нью-Гэмпшир. Источник изображения: https://www.holdenluntz.com/artists/eliot-porter
Ручей Понд-Брук, недалеко от Уайтфейса, Нью-Гэмпшир. Источник изображения: https://www.holdenluntz.com/artists/eliot-porter
Папоротник и ястребинка, Мичиган. Источник изображения: https://collection.farnsworthmuseum.org/objects/6319
Папоротник и ястребинка, Мичиган. Источник изображения: https://collection.farnsworthmuseum.org/objects/6319

В 1938 году Штиглиц предложил выставить некоторые из этих черно-белых фотографий в своей нью-йоркской галерее «An American Place». Эта выставка придала вес Портеру, поставив его на одну ступень с такими известными фотографами, как Пол Стрэнд, Адамс и сам Штиглиц. Успех выставки побудил Портера покинуть Гарвард и заняться фотографией на постоянной основе.

Побережье Крита. Источник изображения: http://browse.americanartcollaborative.org/object/puam/15811.html
Побережье Крита. Источник изображения: http://browse.americanartcollaborative.org/object/puam/15811.html

В 1941 году Портер получил стипендию Гуггенхайма за фотографии различных видов североамериканских птиц. Через два года состоялась его персональная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, где он представил почти сотню фотографий птиц. Тогда же, в 1940-х годах, он начал работать с цветом. Портер начал использовать Kodachrome, новую по тем временам цветную прозрачную пленку, экспериментировал с ней, усовершенствовав цветную печать, и обучился тонкому, многоэтапному процессу создания цветных отпечатков. Он сумел, с помощью переноса красителя, увеличивать яркость, контраст или насыщенность снимков. В течение следующих тридцати лет он боролся с мнением, что цветная фотография не подходит для серьезных фотографов, потому что она является коммерческой и «слишком буквальна и нереалистична».

Purple Gallinule, Национальный парк Эверглейдс, Флорида. Источник изображения: https://artandseek.org/big_deal_giveaways/calendar-highlights-for-wednesday-january-15/
Purple Gallinule, Национальный парк Эверглейдс, Флорида. Источник изображения: https://artandseek.org/big_deal_giveaways/calendar-highlights-for-wednesday-january-15/
Northern Parula. Источник изображения: https://www.audubon.org/node/47926
Northern Parula. Источник изображения: https://www.audubon.org/node/47926
Потребовалось как минимум четыре инженера, чтобы сделать эту фотографию северной парулы со стробоскопической вспышкой. До стробоскопии получение идеального снимка дикой природы в основном было делом удачи. В наши дни это так же просто, как вкрутить лампочку.
Аризонский кардинал. Источник изображения: https://www.cartermuseum.org/exhibitions/eliot-porters-birds
Аризонский кардинал. Источник изображения: https://www.cartermuseum.org/exhibitions/eliot-porters-birds

В 1946 году Портер поселился в Санта-Фе, фотографировал птиц для журнала Audubon. В 1955 году Портер путешествовал по Мексике с фотографом Эллен Ауэрбах, фотографируя мексиканские церкви. С 1967 по 1971 год Портер совершил фотографические поездки в Грецию и Турцию. С 1975 по 1977 год он трижды побывал в Антарктиде.

Лато, Крит. Источник изображения: http://browse.americanartcollaborative.org/object/puam/x1984-298.html
Лато, Крит. Источник изображения: http://browse.americanartcollaborative.org/object/puam/x1984-298.html
Закат. Галапагосские острова. Источник изображения: http://browse.americanartcollaborative.org/object/puam/15794.html
Закат. Галапагосские острова. Источник изображения: http://browse.americanartcollaborative.org/object/puam/15794.html
Пролив, Антарктический полуостров. Источник изображения: http://browse.americanartcollaborative.org/object/puam/15798.html
Пролив, Антарктический полуостров. Источник изображения: http://browse.americanartcollaborative.org/object/puam/15798.html

В 1964 году Портер писал, что надеется, что его цветные фотографии откроют «новое измерение в восприятии и изображении природы в фотографии».
Для этого он разработал первую систему стоп-кадра для фотографирования птиц. Его мечтой было «поднять фотографию птиц над уровнем репортажа, превратить ее в искусство».

Воробей-щепка. Источник изображения: https://www.cartermuseum.org/exhibitions/eliot-porters-birds
Воробей-щепка. Источник изображения: https://www.cartermuseum.org/exhibitions/eliot-porters-birds

Многие из его фотографий природы прочно связаны с Sierra Club и его пропагандой защиты природы. В 1965 году Портер был избран в совет директоров Sierra Club, и пробыл на этом посту почти 10 лет. Новая Англия, Исландия, Антарктида, Галапагосские острова, Африка - он любовно снимал детали ландшафта каждого из этих мест.

Плывущие листья, Аспен, Колорадо. Источник изображения: http://browse.americanartcollaborative.org/object/puam/15371.html
Плывущие листья, Аспен, Колорадо. Источник изображения: http://browse.americanartcollaborative.org/object/puam/15371.html
Речные камни. Танзания. Источник изображения: http://browse.americanartcollaborative.org/object/puam/15361.html
Речные камни. Танзания. Источник изображения: http://browse.americanartcollaborative.org/object/puam/15361.html

Но Портер никогда не отказывался от своей страсти к птицам, продолжая фотографировать их, пока ухудшение здоровья в 1980-х годах не помешало этой зачастую тяжелой работе. К моменту его смерти в 1990 году в архиве Портера находилось более 8000 негативов и отпечатков. За свою долгую карьеру он опубликовал более 25 фотографических альбомов.

Eastern Flicker. Птица из семейства дятлов. Источник изображения: https://www.cartermuseum.org/exhibitions/eliot-porters-birds
Eastern Flicker. Птица из семейства дятлов. Источник изображения: https://www.cartermuseum.org/exhibitions/eliot-porters-birds
Ольховая мухоловка. Источник изображения: https://www.cartermuseum.org/exhibitions/eliot-porters-birds
Ольховая мухоловка. Источник изображения: https://www.cartermuseum.org/exhibitions/eliot-porters-birds
«В детстве все живое было для меня источником восторга. Я до сих пор хорошо помню некоторые мелочи, которые находил. Крошечные картофельные клубни, которые я выкопал из земли в лесу за домом, липкие бутоны гикори весной и желтые нитчатые цветы гамамелиса. Как все дети, я принимал все это как должное, но считаю, что не будет преувеличением сказать, судя по чувству удовлетворения, которое они доставляли мне, когда я заново открывал их каждый год, что я любил их». Элиот Портер

Обложка: "Яблоки после заморозка". Источник изображения: https://hoodmuseum.dartmouth.edu

Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.

Птицы
1138 интересуются