Уиннетка – благополучная деревня, скорее даже маленький городок в пригороде Чикаго. Она построена на побережье озера Мичиган и считается, что жизнь в ней прекрасна. Своим появлением на свет она обязана красоте здешних мест. Первые жители, семья Паттерсонов, отстали от своего каравана, завороженные местной природой, и решили, что лучше дома им не найти. Американский высший средний класс предпочитает жить в Уиннетке с начала двадцатого века.
Семья Элиота Фернесса Портера была в высшей степени респектабельной. Отец, Джеймс Портер, был архитектором и занимался вопросами семейной недвижимости в Чикаго, но также он любил естественные науки. Мать, которую звали Рут – поэтессой из семьи литераторов. Они были родом из почтенных семей Новой Англии. Из их пятерых детей Элиот был вторым. Он родился в самом начале века технического прогресса, и уже в 10 лет получил в качестве рождественского подарка свой первый фотоаппарат. Это была камера Brownie. Сын своего отца, Элиот первым делом решил сфотографировать все виды птиц около своего дома, а затем, когда наступят каникулы – на острове Грейт-Спрус-Хед, что в переводе означает «Большая Еловая Голова» в заливе Пенобскот, в штате Мэн. У Элиота было классическое для Уиннетки детство: игры в лесу, прогулки по пляжу, обучение игре в теннис на семейном корте. В 1912 году Джеймс Портер купил необитаемый остров Грейт-Спрус-Хед, сам спроектировал дом, и семья Портеров долгие годы проводила там лето. В 1966 году, Элиот Портер издаст книгу, скорее даже фотоальбом «Летний остров: страна Пенобскот», в знак памяти о своих детских годах.
Мальчики из семьи Портеров традиционно учились в Гарварде. Так и Элиот, который в 1923 получил ученую степень в области химического машиностроения, а затем, в 1929 году и степень доктора медицины. В Кембридже он дополнительно изучал биохимию. В Гарварде же долгое время занимался биохимическими исследованиями и параллельно преподавал биохимию и биологию. Но любовь к фотографии никогда его не оставляла.
Фэрфилд, младший брат Элиота, ставший к началу 30-х годов известным художником-реалистом, водил знакомство со многими известными людьми того времени, от поэтов Нью-Йоркской школы до знаменитых художников и фотографов. По стечению обстоятельств, практически одновременно, Фэрфилд познакомил брата с Анселем Адамсом, а друг семьи – с Альфредом Штиглицем. Два известнейших фотографа оказали поддержку молодому любителю, несмотря на то, что Штиглиц критиковал черно-белые работы Портера, снятые с помощью небольшой обзорной камеры Linhof. А Элиот все чаще фотографировал пейзажи Новой Англии, а также привез много работ, сделанных во время экскурсии в Австрию.
В 1938 году Штиглиц предложил выставить некоторые из этих черно-белых фотографий в своей нью-йоркской галерее «An American Place». Эта выставка придала вес Портеру, поставив его на одну ступень с такими известными фотографами, как Пол Стрэнд, Адамс и сам Штиглиц. Успех выставки побудил Портера покинуть Гарвард и заняться фотографией на постоянной основе.
В 1941 году Портер получил стипендию Гуггенхайма за фотографии различных видов североамериканских птиц. Через два года состоялась его персональная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, где он представил почти сотню фотографий птиц. Тогда же, в 1940-х годах, он начал работать с цветом. Портер начал использовать Kodachrome, новую по тем временам цветную прозрачную пленку, экспериментировал с ней, усовершенствовав цветную печать, и обучился тонкому, многоэтапному процессу создания цветных отпечатков. Он сумел, с помощью переноса красителя, увеличивать яркость, контраст или насыщенность снимков. В течение следующих тридцати лет он боролся с мнением, что цветная фотография не подходит для серьезных фотографов, потому что она является коммерческой и «слишком буквальна и нереалистична».
Потребовалось как минимум четыре инженера, чтобы сделать эту фотографию северной парулы со стробоскопической вспышкой. До стробоскопии получение идеального снимка дикой природы в основном было делом удачи. В наши дни это так же просто, как вкрутить лампочку.
В 1946 году Портер поселился в Санта-Фе, фотографировал птиц для журнала Audubon. В 1955 году Портер путешествовал по Мексике с фотографом Эллен Ауэрбах, фотографируя мексиканские церкви. С 1967 по 1971 год Портер совершил фотографические поездки в Грецию и Турцию. С 1975 по 1977 год он трижды побывал в Антарктиде.
В 1964 году Портер писал, что надеется, что его цветные фотографии откроют «новое измерение в восприятии и изображении природы в фотографии».
Для этого он разработал первую систему стоп-кадра для фотографирования птиц. Его мечтой было «поднять фотографию птиц над уровнем репортажа, превратить ее в искусство».
Многие из его фотографий природы прочно связаны с Sierra Club и его пропагандой защиты природы. В 1965 году Портер был избран в совет директоров Sierra Club, и пробыл на этом посту почти 10 лет. Новая Англия, Исландия, Антарктида, Галапагосские острова, Африка - он любовно снимал детали ландшафта каждого из этих мест.
Но Портер никогда не отказывался от своей страсти к птицам, продолжая фотографировать их, пока ухудшение здоровья в 1980-х годах не помешало этой зачастую тяжелой работе. К моменту его смерти в 1990 году в архиве Портера находилось более 8000 негативов и отпечатков. За свою долгую карьеру он опубликовал более 25 фотографических альбомов.
«В детстве все живое было для меня источником восторга. Я до сих пор хорошо помню некоторые мелочи, которые находил. Крошечные картофельные клубни, которые я выкопал из земли в лесу за домом, липкие бутоны гикори весной и желтые нитчатые цветы гамамелиса. Как все дети, я принимал все это как должное, но считаю, что не будет преувеличением сказать, судя по чувству удовлетворения, которое они доставляли мне, когда я заново открывал их каждый год, что я любил их». Элиот Портер
Обложка: "Яблоки после заморозка". Источник изображения: https://hoodmuseum.dartmouth.edu
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.