В недрах правительства созрела очередная "оригинальная" законодательная инициатива: планируется скрыть от общественных глаз информацию о государственных закупках, осуществляемых в формате "от одного лица". С таким предложением выступили совместно СНБ и Министерство высокотехнологической промышленности, которые обосновывают свою идею необходимостью обеспечения национальной безопасности. Дескать, доступность данной информации стратегического значения на сайтах может быть использована третьей стороной (государством или организацией) в различных политических, экономических анализах и во вред интересам Армении…
КАК ИМЕННО ВО ВРЕД ИНТЕРЕСАМ АРМЕНИИ МОЖЕТ БЫТЬ использована данная информация нашими недоброжелателями, сколько было разоблачено подобных случаев и вообще насколько данная инициатива актуальна с точки зрения нацбезопасности - отдельный вопрос. Но то, что она (информация), будучи в открытом доступе, наносит вред коррупции, вредит интересам коррупционеров - факт. Заметим, сфера госзакупок - одна из наиболее рисковых в плане действия коррупционных схем. А госзакупки в режиме "сделки от одного лица" и вовсе самые подозрительные, ибо проводятся без тендеров, что открывает широкие возможности для действия механизмов откатов и протекционизма. И вот сведения о подобных, особо коррупционно-рисковых сделках сегодня предлагается убрать с открытого доступа.
Тут надо отметить, что с приходом бархата к власти в Армении, несмотря на антикоррупционный энтузиазм "революционеров", риски в сфере госзакупок, связанные с бестендерными сделками росли из года в год. В частности, если в 2017 году в общем объеме госзакупок доля сделок "от одного лица" составляла примерно 10%, то в 2018-м она выросла до 50%, а в 2019-м - уже до 53%. Речь не о количестве договоров, а о суммах, выделенных на госзакупки.
Любопытно, что на этом фоне резко возросших рисков в данной сфере руководитель правительства собирал совещания и говорил: "Почему нас особо интересует система государственных закупок? Что мы хотим сделать и каких результатов хотим достичь? Мы хотим, чтобы система госзакупок была преобразована так, чтобы она стала максимально гибкой и мобильной, в то же время сохраняла принцип справедливой конкуренции и была максимально далека от коррупционных явлений, гарантировала бы качество расходования государственных средств и получаемого результата". Это говорилось параллельно тому, как система максимально приближалась к коррупционным явлениям и самозабвенно отказывалась от принципа справедливой конкуренции. И вот теперь вообще предлагается ее (систему) скрыть от общественного внимания. Причем не всю, а лишь ее самую подозрительную часть. Ну чтобы не сильно подозревали.
ВООБЩЕ ИНФОРМАЦИЯ О ГОСЗАКУПКАХ ИМЕЕТ КУДА БОЛЕЕ прикладное значение, нежели может показаться. И вовсе не только антикоррупционное. Вот, к примеру, многие не знают, откуда в руки Пашиняна попал молоток, с которым он бегал по стране и угрожал оппонентам. Между тем еще в феврале этого года Минфин опубликовал план госзакупок на 2021 год, в котором была заявка аппарата премьер-министра на приобретение четырех молотков. Тогда многих вполне справедливо удивила эта заявка. Трудно было понять, зачем аппарату премьер-министра может пригодиться данный инструмент. Теперь понятно. Но…
Спешу предупредить, что в той же заявке того же аппарата премьер-министра значился и другой сомнительный инструмент - топор - в количестве 5 штук. И об этом просто необходимо знать всем. На всякий случай. Мало ли какое применение найдут топору проводники и проповедники "диктатуры закона".
Ара МЕЛИКСЕТЯН
https://golosarmenii.am/article/123884/chtoby-ne-silno-podozrevali