Перед прочтением я зачем-то полистал отзывы, которые в среднем сулили мне скучное чтиво, неубедительное и непохожее на остального Лондона — захватывающего, приключенческого и глубокого. Но, плюнув на язвительные выкрики, я всё-таки взялся за «пяту», и не пожалел.
Автору, прочно утвердившемуся в истории литературы, удалось явственно выразить общественные пороки, которые существенны до сих пор. Роман-антиутопия строится на автобиографических записках революционерки из XX века Эвис Эвергард. Такой формат, к слову, придаёт чтению особенную динамику, как бы предоставляя возможность находиться там, где ты одновременно не можешь быть и находишься.
В этом и ключ к пониманию некогда запрещённой работы Лондона: за сто с лишним лет мир не изменился, он лишь обновился в обмане, принял за табу ловушки удовлетворяющие государственников-монополистов, направленные на ослабление и угнетение рабочего класса. В таком ключе книга Лондона — действенное средство для пробуждения дремлющей людской совести, гражданского сознания, для вовлечения их в борьбу за человечество.
В «Железной пяте» искусно представлена неизбежность насилия над людьми труда, над простыми и честными рабочими. Если только они не возьмутся за правду, не пойдут бороться за неё, посягнув на святую святых последних сотен лет — частную собственность. При этом их ждёт смертельная борьба против властного капитала, владеющего большинством государств и не желающего терять своё привилегированное положение. Ибо как говорил сам Джек Лондон в «Железной пяте»: «Так мы, люди, через кровь и разрушение идём к своей цели, стремясь навсегда установить мир и радость на земле».