Найти в Дзене
VIKENT.RU

#Чеклист в атомном проекте…

Весёлый нрав и остроумие Якова Борисовича Зельдовича (советский физик-академик, не закончивший среднюю школу — Прим. И.Л. Викентьева) очень импонировал Игорю Васильевичу Курчатову.

«Однажды при драматических обстоятельствах он и сам стал невольным соучастником рискованной проделки. Вот как рассказывает очевидец происшествия В.И. Алфёров:

Источник фото https://static.onlinetrade.ru/img/items/b/papka_oblogka_delo_360g_m2_nemel._116305_1.jpg
Источник фото https://static.onlinetrade.ru/img/items/b/papka_oblogka_delo_360g_m2_nemel._116305_1.jpg

«Во время подготовки к испытанию нашего самого первого атомного заряда заключительные операции выполнялись строго по технической инструкции: один читал, что делать, другие (как правило, двое) действовали.

Читал обычно Харитон, сидя на стуле. А инструкция представляла собой нечто вроде детального сценария: правой рукой взять то, левой это, так-то сблизить, так-то соединить и тому подобное. Подошла самая ответственная операция — сборка плутониевых полусфер; на неё пришли Курчатов и Зельдович.

Две половинки собрали и приступили к техническому осмотру на соответствие чертежу. И тут вдруг выяснилось, что по кромкам плутониевых полусфер были выполнены фасочки, а на чертеже они отсутствовали!

Формально — явное несоответствие. Да ещё при том напряжении и ответственности... Игорь Васильевич хотя и понимал, что фаски для срабатывания изделия опасности не представляют, вмешался: „Почему выполнены фаски, а на чертеже их нет?“ Нашлись объяснения. И в этот момент, как на грех, подошёл окружённый свитой Берия.

Чтобы разрядить ситуацию, Курчатов обратился к Зельдовичу: „Яков Борисович, посчитай, что может дать эта фаска. Сколько нужно времени?“ „Минут пятнадцать“. „Хорошо. Иди, считай“. Не прошло и десяти минут, как Зельдович возвратился. „Ну, что, посчитал?“ — спросил Курчатов. „Посчитал. Всё будет в порядке“. „Покажи!“ Я стоял как раз за спиной Зельдовича.

Он разворачивает папку, а в ней — чистый лист бумаги.

Игорь Васильевич Курчатов, мгновенно принял игру, хлопнул Зельдовича по плечу: „Правильно! Молодец, Яша!“ На том и порешили, а Берия, стоявший, к счастью, в стороне от них, ничего не понял».

Смирнов Ю.Н., Рыцарь науки, в Сб.: Знакомый незнакомый Зельдович (в воспоминаниях друзей, коллег, учеников), М., «Наука», 1994 г., с. 129-130.

+ Ваши дополнительные возможности:

  1. ДИВЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ: предсказание чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф

2) КРИТЕРИИ ТВОРЧЕСТВА: ПРОФЕССИНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

3) Сегодняшний пост также даёт возможность желающим Интеллектуалам — не обязательно занимающихся на онлайн-курсе VIKENT.RU — к воскресным бесплатным (!) онлайн-консультациям VIKENT.RU, которые проводятся для любых желающих каждое третье воскресенье в 19:59 по московскому времени и где мы обсуждаем типовые ошибки и лучшие практики, профессиональной научной / творческой деятельности.

Ваша свободная регистрация + серьёзные вопросы по более чем 400 https://vikent.ru/map_000/ направлениям креативной / творческой деятельности:

https://vikent.ru/w0/