Найти в Дзене
Game history

Tetris. Русская легенда Американскими руками

Оглавление

Тетрис игра созданная случайно. Ее создатель Алексей Пажитный не планировал делать из нее мировую легенду. Но она стала мировым хитом и без его участия. История Tetris это приключение в мире авторских прав и лицензионных соглашений. Как 3 влиятельных человека шли к неизвестному русскому программисту, чтобы получить авторские права на игру которая покорила мир. Об этом и поговорим далее.

История создания

Впервые игра увидела свет в далеком 1984 году и была написана на промышленном ЭВМ Электрониика-60. Алексей работал над совершенствованием искусственного интеллекта и в процессе своих разработок использовал головоломки. Одной из таких головоломок была Пентамино. Эта головоломка использовалась как основная идея игры. И далее в процессе написания игры, у Алексея родилась идея, чтобы фигурки падали, а заполнявшиеся ряды исчезали.

Пентамино
Пентамино

Несуществующая лицензия

Тетрис быстро стал популярным в Москве а потом и в СССР. Всего лишь за 2 недели Tetris путем копирования с одной дискеты на другую разошелся по СССР и о нем услышали за рубежом. Первоначально тетрис распространялся исключительно бесплатно, и многие американские компании такие как Commodore International или Andromeda Software быстро начали портировать тетрис на свои устройства. Владелец последней Роберт Штайн как только увидел тетрис сразу понял что это будет одна из лучших аркадных игр. И как можно быстрее попытался получить лицензию на Tetris.

Роберт Штайн
Роберт Штайн

Штайн связался с Пажитным о покупке прав на тетрис, и по его мнение договорился о получении прав. Естественно лицензию на тетрис никто ему выдать не мог. Так как Пажитный работал на Вычислительный центр Академии наук и все то что было произведено в стенах академии принадлежало государству. Тем не менее Роберт решил издавать игру, хоть и Алексей не давал никакого согласия. Штайн естественно понимал какие деньги можно было сделать на Tetris и буквально через месяц Andromeda Softaware и Microsoft заключили между собой контракт на 3000 фунтов стерлингов и с дополнительной доплатой в 10% при успехе игры на рынке.

-4

Штайн прекрасно понимал что ему нужно заключить лицензионное соглашение с настоящим производителем игры и в 1985 году он поехал в Москву, но к его сожалению вернулся ни с чем.

Остальные компании даже не подозревали о том, что права на продукт который они производят им не принадлежат . Spectrum Holobyte американское издание начинает готовить Tetris к выходу на свет на Американский рынок и изменят внешний вид игры, под советский мотив. И выпускают игры в 1988.

-5

Штайн и сук который он пилил.

Tetris на запада очень быстро набрал популярность. Завоевал приличное количество наград на разных выставках и получил большое количество номинаций. Однако у Штайна все еще не было прав на Tetris, а получившая популярность игра привлекла внимание CCCР и журналистов. Русские требовали от Штайна урегулировать ситуацию с игрой и подписать с ними контракт. А американские журналисты раскрыли все подробности и узнали что Штайн до сих пор не имел прав на лицензию Tetris. У Штайна просто не осталось выбора и он подписал контракт на условиях Русских, который естественно не приносил ему почти никакой пользы.

Игровое трио

За рубежом сложилась довольно забавная ситуация. Microsoft просит Штайна приобрести еще лицензию на консольную версию Tetris. И идя по стезе Штайна незаконно продает права на издание Atari. Atari решили долго не размышлять и просто перепродали права на Tetris Японскому гиганту SEGA. Далее президент Американского подразделения Nintendo Минору Аракава, получает права на ПК версию Tetris с помощью Хэнка Роджерса владельца фирмы который продали права Tetris на ПК.

Хенк Роджерс
Хенк Роджерс

Минору Аракава очень хочет получить лицензию на консольную версию и Роджерс пытаясь помочь общается со Штайном и узнает о всей цепочки событий и наконец выходит на Алексея Пажитного а затем и на Николая Беликова, который в тот момент решал вопрос по правам на Tetris. Хэнк отправляется в Москву, Штайн тоже решает лично встретиться . В это же время в Москву отправляется Кевин Максвелл, сын Роберта Максвелла, которому принадлежали Mirrorsoft и Spectrum Holobyte. По итогу визита 3 иностранцев в Москву лицензию для Ninteno получил Хэнк Роджерс.

Судебные разбирательства

В июне 1989 года все эти споры вылились в суд между Atari и Nintendo. Беликову также предстояло принять в нем участие от «Электроноргтехники» на стороне Nintendo. Суд в итоге постановил, что Mirrorsoft никакими правами не владеет и контракт с Atari недействителен — тысячи картриджей отправились на склад.

Итоги

Тетрис Стал самой продаваемой в мире игрой и даже по сей день в него играю множество игроков по всему свету. Многие игроки соревнуются в количестве очков, а некоторые даже удосуживаются получить титул Tetris Grandmaster.

-7

Всем большое спасибо, кто прочитал данную статью. А еще подпишитесь на мой телеграмм канал, где я рассказываю про игры!

https://t.me/GameHistor

Спасибо за уделенное время😊