Продолжаем разбираться, как работает рынок современного искусства. Сегодня статья о том, как работают аукционы на этом рынке.
Первая статья, о том, что вообще собой представляет современное искусство – здесь.
Вторая статья, о брендах в мире современного искусства - здесь.
90% рынка современного искусства контролируют два аукционных дома – Сотби в Нью-Йорке и Кристи в Лондоне. Торги на каждом из них проходят два вечера подряд. Сотби позиционируется на высшем сегменте продаж, Кристи – на высшем и среднем сегментах, и берет больше количеством, чем качеством.
Кристи был основан в 1766 году, Сотби в 1744 году. При этом Сотби некоторое время занимался разными нехорошими делами, например, работорговлей. В современной истории, в 2000 году США и Евросоюз выдвинули судебные иски против Сотби и Кристи по обвинению в картельном сговоре. Аукционным домам пришлось выплатить 512 миллиона долларов компенсаций, а кому-то из руководства домов даже пришлось присесть.
В 2002 году конкуренцию двум домам составил третий дом – «Филлипс, де Пюри и Люксембург». Один из богатейших людей Франции Бернар Арно выкупил аукционный дом «Филлипс» за 121 миллион долларов, и объединил его с дилерской фирмой, которой владели Симон де Пюри, бывший руководитель европейского отделения Сотби, и Даниэлла Люксембург, бывший зам руководителя швейцарского отделения Сотби. После этого дом Филлипс начал активно переманивать сотрудников Кристи и Сотби, а также купил две значительных коллекции – Хвайнца Берггрюна, и Мэрион и Натана Смук. За обе коллекции было уплачено 180 миллионов долларов, проданы же они за 140 миллионов, после чего Филлипс вернулся на третье место. Однако дом избежал разорения, и дальше стал специализироваться на сегменте суперсовременного искусства.
Одно из преимуществ аукциона, по сравнению с покупкой произведений искусства через дилера, состоит в том, что можно будет купить картину без связей с дилерами, долгой очереди, и предыдущих покупок.
Перед тем, как начнется аукцион, каждый участник должен будет зарегистрироваться. Однако, для особо важных участников организаторы сами проведут регистрацию. Также, если во время торгов незарегистрированный участник победит, служитель также проведет для него регистрацию.
В передней части аукционного зала находится огромное табло, на котором отображается стоимость предложения в долларах США, евро, и других основных валютах. В мае 2007 года к ним добавились российские рубли. При этом ВИП-персоны во время аукциона располагаются в общем зале, а остальные участники (Very Ordinary Peoples) наблюдают за торгами в соседних залах, глядя на экранах.
Аукционы проводятся по английской системе, то есть с повышением стартовой цены. Аукционист называет стартовую цену, затем участники предлагают все более высокую цену.
Процентное вознаграждение, которое выплачивает дому продавец произведения искусства, называется комиссионными. Процентное вознаграждение со стороны покупателя называется премией. Эти термины говорят о том, что дом берет на себя обязательства по отношению к продавцу, и не берет по отношению к покупателю.
Система премий была введена в 1908-х годах, и вызвала общественные споры, так как считалось морально неоднозначным, что покупатель должен платить за картину, а потом еще доплатить за то, что ее купил же. Дома отвечали, что дилеры же берут комиссионные от покупателя, и ничего, все нормально, а премия – это и есть комиссионные со стороны покупателя. Одним из последствия стало то, что покупатели стали чаще обращаться к аукционам напрямую, а не к дилерам, искавшим желаемые произведения на аукционах, так как теперь в этом случае покупателям пришлось платить комиссионные два раза.
При этом Сотби и Кристи предлагают сниженные премии для тех покупателей, чьи суммарные покупки превысили какой-то уровень (например, при сумме больше 8 миллионов долларов премия снижается на 20%), и как правило, конкретные цифры засекречены.
Продавцы обычно платят комиссионные 20% и выше, но эта величина тоже может быть предметом торга. Иногда соглашается выплатить продавцу 80% или даже 100% от премии покупателя.
Взамен на комиссионные и премию, аукционный дом берет на себя исполнения множества функций (что выгодно отличает его от дилеров):
- хранение и доставка произведения искусства,
- проверка аутентичности и истории,
- проверка платежеспособности участников торгов,
- подготовка каталогов и выставок,
- консультации специалистов
Продолжение следует.
Напомню, первая статья, о том, что вообще собой представляет современное искусство – здесь.
Вторая статья, о брендах в мире современного искусства - здесь.
На этом спасибо за внимание!