Найти тему
InFocus

КАКИМ БЖЕЗИНСКИЙ ПРЕДВИДЕЛ МИР 2021 ГОДА

Будущее является результатом настоящего так же, как настоящее является порождением прошлого – это правило, которое так же верно в жизни, как и в международных отношениях. И нельзя понять ни недавнее прошлое, ни текущие события, не ссылаясь на Збигнева Бжезинского, польского кардинала Ришелье на службе у Ватикана и США, который «помог освободить Польшу от коммунизма» и превратить Афганистан в Советский Вьетнам» во время его деятельности в качестве советника по национальной безопасности в администрации Джимми Картера.

Сохранение памяти о деятельности Бжезинского более чем важно, потому что это один из теневых игроков, принявших активное участие в формировании истории человечества. Именно он «сотворил» исход Холодной войны. Именно он сформировал американскую стратегию строительства постсоветского пространства. И перечитывая его публикации, написанные после «Холодной войны» до 2016 года, года последней из них, можно понять события прошлого, расшифровать события настоящего и предсказать тенденции будущего.

Человек, который «написал» наше настоящее

Над постсоветским (и Евразийским) пространством витает призрак Бжезинского. Привидение, которое пробуждает разрушительные полтергейсты между Европой, Азией и Ближним Востоком еще с 80-х годов и буквально «написало» нашу современность. Потому что международные отношения 2021 года почти таковы,  как Бжезинский представлял их в «Большой шахматной доске» (The Grand Chessboard), его главной работе, опубликованной в далеком 1997, потому она и оказывается сегодня реальной и злободневной как никогда.

В тексте этой работы Бжезинский изложил то, что станет великой стратегией Соединенных Штатов в Евразии, «сердце земли», которое нужно держать под контролем ради незыблемости величия американской империи и продолжения существования однополярного мира в XXI веке. Эту стратегию можно назвать вечной, потому что она была разработана, чтобы быть устойчивой к временным изменениям и попыткам создания многополярного мира. Стратегия эта, очевидно, принимается во внимание теми, кто находится в верхних эшелонах власти, то бишь стратегами, сценаристами внешнеполитической повестки дня Белого дома, как показывают события последних двадцати лет:

  • Бжезинский предложил включить все бывшие страны Варшавского договора в состав Европейского Союза и Атлантического Альянса.

Что и случилось.

  • Бжезинский предложил инвестировать в экономический и военный рост Польши, страны геополитически уникальной, выгодно расположенной между Германией и Россией и, следовательно, способной саботировать сближение двух стран – давний кошмар Маккиндера *  под названием «Герроссия».

Это произошло: сегодня Польша, по сути, является мотором нео-маккартизма и оплотом евроскептицизма с анти-немецким привкусом, который периодически используется по ту сторону Атлантики, чтобы ослабить как ЕС, так и Германию.

-2

Джимми Картер и Збигнев Бжезинский, 1977 год

  • Бжезинский предложил воспользоваться получением Азербайджаном и странами Центральной Азии независимости для создания «дуги нестабильности», пораженной гражданскими войнами и ростом религиозного радикализма, необходимой для увеличения затрат Кремля на поддержание своего влияния на постсоветском пространстве. Настолько же важным, по мнению Бжезинского, было бы вмешательство Турции в этот контекст постсоветского пространства, необходимое для целей (ре)туркификации и (ре)исламизации.

Это произошло отчасти: действия правительств, сформированных в странах бывшего СССР, способствовали   поддержанию внутренней стабильности, но процесс религиозной радикализации, действительно, произошел – Центральная Азия и Северный Кавказ в свое время были основными местами происхождения борцов международного джихада. А Турция постепенно воплощает в жизнь свой «пантурецкий коридор» от Стамбула до Самарканда.

  • Бжезинский предложил вывести Украину на евроамериканскую орбиту.

Вспомним 2014 год.

  • Бжезинский предсказал консолидацию франко-германской оси, подчеркнув потенциальные риски для американского видения Европы: экономический потенциал Берлина и военная мощь Парижа могли бы подпитывать появление завуалированно антиамериканского европеизма, направленного на бóльшую автономию от Соединенных Штатов в вопросах внешней политики.

Зачатки этого явления мы наблюдали при подписании Ахенского договора о двустороннем сотрудничестве между Францией и Германией в 2019 году.

  • Бжезинский предвидел формирование союза России и Китая, в который, возможно, войдет Иран, а затем – отдаление Украины от сферы влияния Кремля – важнейшего, по его словам, процесса для того, чтобы окончательно изгнать Россию из Европы, сделать ее «азиатской империей».

Это произошло отчасти: Россия и Китай на самом деле образовали наиболее важный тактический альянс современности, но ни одна, ни другая страна не проявили интереса к образованию реальной коалиции с вовлечением Ирана.

-3

Збигнев Бжезинский и Усама бен Ладен в Афганистане

Важность изучения работ Бжезинского

Потомки продолжают сомневаться в реальных способностях Бжезинского, теоретика той геополитической веры, которая по иронии судьбы победила бы империю атеизма с помощью священников и имамов, крестов и полумесяцев, и чей анализ больше, кажется, происходит из хрустального шара ясновидящего.

Бжезинского, того, кто написал великую евразийскую стратегию для Белого дома и четко предвидел,  и тщательно описал ее побочные эффекты, многие считают «отцом» современности. Потому что именно он сформулировал (предсказал, обосновал) такие явления, как нарастающий процесс субординации Европейского Союза, постепенную «туркификацию» постсоветского пространства, поддержание хронического конфликта в мусульманском мире и возникновение переломного события нашего времени —  Евромайдана. И именно он является автором некоторых пророческих анализов о нестабильном состоянии здоровья американского общества, среди которых выделяется книга «Без контроля» (1993), описывающая явление «permissive cornucopia» («все дозволяющий рог изобилия»), от проявлений которого в последние годы страдает американское общество, когда очевиден  приоритет желаний индивидуума и над общественной пользой, и над проблемой выбора в альтернативе «добро-зло», диктуемой религией или моралью.

И не случайно, что о Бжезинском, как это ни парадоксально, мало говорят в европейских университетах, зато его работы были пересмотрены и глубоко проанализированы в академических кругах тех «двух геостратегических игроков», на которых США обращают особое внимание, – России и Китая – во имя древнего и никогда не теряющего актуальности правила  «знай своего врага». Последний анализ его работ был выпущен журналом The Global Times (официальное издание Коммунистической Партии Китая) в апреле этого года.

Почему в Москве и Пекине оказывают столь пристальное внимание Бжезинскому, совершенно ясно: изучать его работы  — значит понимать, как, где, когда и почему «шахматист» США будет передвигать свои фигуры на той великой шахматной доске, которой является Евразия, остров-континент, от которого зависит и всегда будет зависеть судьба мира. А главное, чтобы не оказаться пешками в этой новой «большой игре».

Антонина Марченко, собкор. в Европе

читайте больше материалов на нашем сайте

Хэлфорд Маккиндер (1861 – 1947) – знаменитый английский географ и геополитик, член Тайного Совета, основатель теории Хартленда. «сердцевины Земли», центральной части Евразии ( к ней он относил Советский Союз). В 1919 году Халфорд Маккиндер был назначен британским Верховным комиссаром на юге России (пост верховного комиссара в оккупированной странами Антанты Украине) и послан через Восточную Европу для того, чтобы сообщать о состоянии антибольшевистских сил, возглавляемых генералом Деникиным. Эта миссия позволила Маккиндеру давать свои рекомендации британскому правительству по геополитике в Центральной Азии.