Найти тему

Опять в России! Мои милые опять со мной

Так пишет в восторге от нахлынувших на нее чувств российская певица Лидия Яковлевна Липковская после возвращения с европейских гастролей.

Лидия Липковская, Россия. Звезда мировой оперы начала ХХ века.
Лидия Липковская, Россия. Звезда мировой оперы начала ХХ века.

В годы СССР почти все меломаны из русских дореволюционных певцов знали только несколько имен – да, гениальные исполнители, да, гордость русской сцены, да, украшали собой многие ведущие театры мира!! – Но! Всего несколько …

Называли, конечно, Шаляпина, восхищались Собиновым, боготворили Нежданову, Обухову … В общем-то, все!!!

Чем это можно объяснить?

Вместе с Шаляпиным, например, перед 1917 годом в Большом, Мариинском театрах, в Киеве, Одессе пели с десяток выдающихся голосов – уж чем-чем, а басами наша страна богата была всегда …

Вместе с Собиновым – десятка полтора золотых теноров!

Вместе с Неждановой – столько же дивных сопрано!

Дело в том, что после революции многие уехали в эмиграцию, кто-то покинул сей бренный мир именно в это время, кто-то оставил сцену, а кто-то еще до революционных бурь уехал на гастроли в Европу и имел там такой успех, что его не захотели отпускать, а после революции он и сам не захотел возвращаться!

Не последнюю роль сыграло то, что и Шаляпин, и Собинов, и Нежданова, и Обухова приняли новый порядок и поддержали Советскую власть, Собинов вообще одним из первых получил звание народного артиста Республики. Шаляпин, правда, вскоре уехал в эмиграцию, ну, так ведь то – Шаляпин, он такой один!

Среди выдающихся певиц наступившего ХХ столетия ярко блистала Лидия Липковская, легкое сопрано, которая к тому же была еще и одной из первых русских красавиц!

Я снова запела на петербургской сцене!
Я снова запела на петербургской сцене!

Ею восхищались композиторы Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов, Э. Направник, француз Ж. Массне, ее воспевали в стихах И. Северянин, А. Куприн, ее искусство высоко ценили К. Станиславский, В. Мейерхольд, В. Качалов, А. Луначарский, она пела на одной сцене с Великими Э. Карузо, Т. Руффо, Я. Шаляпиным.

Еще студенткой ее лично пригласили спеть в своих спектаклях Солист Его Величества Н. Фигнер и композитор Н. Римский-Корсаков.

Николай Николаевич Фигнер пригласил 20-летнюю студентку петербургской консерватории спеть с ним в «Риголетто». Это был бенефис выдающегося певца, то есть его чествование. Заболела исполнительница главной роли, и праздник грозил не состояться! Репетировать было некогда, и Липковская просто вышла на сцену и спела оперу! Просто так – без подготовки, без спевок, без режиссера, без репетиций – вышла на сцену и спела все!! Бенефис Фигнера проходил на сцене русско-итальянской частной оперы, была пресса, и на следующий день в газетах появились хвалебные отзывы – отмечалась безупречная выработка голоса, великолепная колоратура, музыкальность юной певицы.

В роли Джильды в опере Дж. Верди "Риголетто".
В роли Джильды в опере Дж. Верди "Риголетто".

Профессор консерватории и педагог Липковской Наталья Александровна Ирецкая, та самая, кто обеспечил ей безупречную выработку голоса, за выход на ответственную сцену без согласования и разрешения отстранила свою ученицу от занятий. По собственному опыту знаю – это страшно, когда ты лишаешься занятий по специальности, по вокалу!!!

Но вскоре профессор Ирецкая сменила гнев на милость – Лидии было милостиво разрешено вернуться в консерваторию.

И она ослушалась педагога опять – на этот раз ее лично пригласил Великий Николай Андреевич Римский-Корсаков спеть в своем спектакле «Снегурочка». Композитор не ошибся в выборе – Липковская вошла в историю, как одна из лучших Снегурочек!!! Говорят, в этой роли певица доводила публику до слез!

В роли Снегурочки в опере Н. А. Римского-Корсакова.
В роли Снегурочки в опере Н. А. Римского-Корсакова.

Когда она была зачислена в штат Мариинской оперы, директор Императорских театров В. А. Теляковский направил Липковскую на дополнительные занятия по совершенствованию вокальной техники и драматического мастерства, а год спустя – на стажировку в Италию, в миланский театр Ла Скала к маэстро Витторио Вандзо.

Благодаря этому, артистка овладела своим голосом в совершенстве, она легко состязалась в спектаклях со звуками флейты и скрипки, вызывая овации восхищенной публики!

Вальс из балета «Коппелия». Музыка Лео Делиба, слова Шарля Нюитера, Артура Сен-Леона. Запись 1914 года, Санкт-Петербург

Она была певицей мира, пела по всему свету, особенно после эмиграции из России.

В роли Виолетты в опере Дж. Верди "Травиата".
В роли Виолетты в опере Дж. Верди "Травиата".

Я уже рассказывал о том, что «Петербургская газета» в начале ХХ века печатала на своих страницах анкеты, ответить на которые приглашала звезд театра, оперы, известных литераторов …

И вопросы были самые главные, животрепещущие, а как же иначе? – «Необходима ли артистке красота», мнение о новом модном парижском «Вальсе с поцелуями», «Ваш новогодний тост?» и, вот, такой вопрос –

В какую эпоху Вы хотели бы жить?
Беседы с литераторами и артистами
Л. Я. Липковская.
Молоденькая, хорошенькая оперная певица ответила совсем по-женски:
– Я хотела бы жить в ту эпоху, когда носили белые пудреные парики … Знаете, как в «Манон» или пастушки из «Пиковой дамы», потому что они мне очень идут …
– Значит, из русской истории ни одна эпоха Вас не соблазняет?
– Ой, нет, ни за что не хотела бы надеть русский сарафан и кокошник … Они мне совсем не к лицу …

«Петербургская газета», №344, воскресенье, 14 декабря 1908 года.

Вот так не патриотично!! Ну, это, я думаю, по молодости! – В момент ответа на эту анкету певице было всего 24 года – ветер в голове.

Зато через несколько лет, покатавшись по Европе и Америке, познакомившись с чужой публикой и, вернувшись в Россию, она восклицает:

Опять в России! Какое восторженное, чисто детское чувство охватило меня, когда я снова запела на петербургской сцене.
Мои милые опять со мной … Меня снова приветствует та пылкая, славная молодежь, равной которой нет ни в одной из стран мира …
Русские! Я вся ваша!.. И если песнь моя желанна сердцу вашему, то я готова отказаться от отдыха, от всех личных благ, чтобы песней этой целить измученные души и нести покой усталым сердцам.

Из интервью «Синему журналу», №42, 1912 год.

С середины 1920-х по 1930 годы многие бывшие наши соотечественники, в тот период звезды мировой оперной сцены, посетили с гастролями СССР. Железный занавес еще с грохотом не опустился, и в нашу страну приехали Дмитрий Смирнов, Медея Фигнер, Мария Давыдова, с ноября 1927 года по май 1929 года Лидия Липковская гастролировала у нас с концертами и оперными спектаклями. За этот период она спела 160 концертов.

Ленинград. СССР. 1927 год.
Ленинград. СССР. 1927 год.

И вновь – Русские! Я вся ваша!..

Из Игоря Северянина

Идем назад по Маршалковской,
Что солнышком накалена,
Заходим на часок к Липковской:
Она два дня уже больна.
Мы – в расфуфыренном отэле,
Где в коридорах полумгла.
Снегурочка лежит в постели
И лишь полнеет от тепла…
Лик героини Оффенбаха
Нам улыбается в мехах,
И я на пуф сажусь с размаха,
Стоящий у нее в ногах.
И, увлечен рассказом близким
О пальмах, море и сельце,
Любуюсь зноем австралийским
В игрушечном ее лице.

«Дорожные импровизации», 1924 год.

Уважаемые читатели!!

Вновь напоминаю вам про лайки.

Жду в комментариях ваши вопросы, пожелания, предложения.

Подписывайтесь, пожалуйста, на канал «Жизнь Артиста в Дзене».

До встречи!!