Найти тему
Блог Аналитика

Профессия Аналитик: Грейды

Оглавление
Время на прочтение - 10 минут
Время на прочтение - 10 минут

В продолжение прошлой статьи давайте более детально рассмотрим какие грейды присутствуют на рынке. Границы этих рейдов сильно размыты и определяются только уровнем развития Аналитики в компании, где происходит поиск. В одной компании сотрудник может быть уровня Senior, а для другой компании этот же сотрудник будет позиции Middle.
Базовые принципы разделения - я описал ниже.

Грейды

Грейд - простыми словами это уровень в профессии.
Обычно различают следующие уровни:

  • Intern - стажёр/студент, совсем нет опыта и базовые знания инструментов. Задачи которые решает аналитик этого уровня должны быть простыми и с объяснением алгоритма решения, при необходимости нужно провести обучение.
  • Junior - без опыта в сфере, но есть навыки работы с инструментами (к примеру знание excel, sql, BI-системы и тд.). Задачи должны быть понятными, декомпозированными и решение не предполагает различных подходов. Основное отличие от intern - наличие опыта работы с инструментами, пример: Junior`у не нужно объяснять как сделать выгрузку, ему достаточно сказать что именно выгружаем и сказать откуда.
  • Middle - есть опыт в аналитике, обычно 1-3 года, хорошее знание инструментов. Задачи поставленные аналитику этого уровня должны быть понятными и декомпозированными, могут предполагать различное решение. Подход к задаче определяет сам аналитик.
    Основное отличие - понимание как сделать задачу, пример: Middle`у можно не объяснять откуда и что выгружать, задача может звучать следующим образом: нужно получить вот такие данные.
  • Senior - обычно опыт от 3х лет в аналитике, экспертное знание инструментов, есть навыки обучения коллег. Задачи должны идти от проблемы, аналитик самостоятельно декомпозирует и выбирает подход к решению. Senior может передать часть задачи аналитикам уровня ниже. Так же он занимается поиском проблем, устранение которых помогут увеличить метрики/показатели. Основное отличие - подход к задаче: Senior всегда спрашивает: "а зачем мы это делаем, чего ожидаем, что хотим увидеть", когда как Middle просто берет и делает.
  • Lead - экспертные знания не только в аналитике, а так же в определенной сфере (к примеру Fashion, FMCG и тд). В остальном задачи и их решение аналогичны уровню Senior. Lead аналитик обладает большей экспертизой чем другие. Основное отличие - бо`льшая экспертиза в сфере бизнеса, чем у Senior.
  • Team Lead - руководитель команды, обычно до 10 человек. Команда фокусируется на конкретном направлении: руководитель продуктовых аналитиков, руководитель аналитики в департаменте маркетинга и тд. Руководитель занимается распределением и приоритезаций задач другим аналитиками, способствует росту каждого члена команды (помогает определить направление развития и всячески способствует росту). Зачастую Team Lead выполняет роль "играющего тренера", то есть занимается не только развитием команды, но и на своем примере показывает как решать сложные задачи. Для этой роли должны быть сильные не только теоретически знания, но и умение использовать их на практике и обучать этим способностям Senior аналитиков. Основное отличие от Senior/Lead - ведение главных аналитических проектов для компании и проведение организационной работы внутри команды (процессы, планирование и тд)
  • Head of Analytics - руководитель нескольких направлений аналитики, обычно от 5 человек. Этот человек отвечает за разные направления анализа - продуктовый, маркетинговый, финансовый, операционный и так далее - в одном бизнес юните. Основная задача - охватывать все проблемные места бизнеса и улучшать общую экспертизу в аналитике в компании. Так же Руководитель создает/описывает бизнес процессы взаимодействия с аналитиками, контролирует сроки реализации главных проектов, ставит глобальные цели развития командам. Основное отличие - больше организационной работы и меньше собственных проектов, Head зачастую выбирает направление развития, а Team Lead уже забирает на проработку.
  • В некоторых компаниях есть должность CAO (Chief analytics officer) - простыми словами это Директор Аналитики. Позиция появляется в том случае, если в компании несколько разных направлений бизнеса. Директор занимается аналогичными задачами Head of Analytics только в рамках всей компании, а не одного бизнес-направления. Помогает использовать лучшие практики анализа в разных направлениях,
    синхронизирует Head`ов по одинаковой логике расчета метрик/показателей и в целом способствует синхронизации между разными направлениями. Основное отличие - развитие сразу нескольких бизнес юнитов в компании.

Иногда так же используется приставка "+": Junior+, Middle+. Это говорит о том, что человек в некоторых моментах уже перерос свою позицию, но переход на следующий грейд будет возможен только после полного соответствия новому уровню.

Я постарался достаточно просто расписать каждый грейд и задачи которые они решают, надеюсь, вы поняли чем отличаются между собой эти грейды. Каким же образом у аналитика происходить карьерный рост?

Этапы роста

-2

Развитие в сфере Аналитики может начинаться с двух этапов:

  • Intern - если вы студент или только закончили обучение, идеальным вариантом для вас будет стажировка. На ней вы получите все необходимые навыки для дальнейшего развития и переход в позицию Junior (конечно, все зависит от того насколько усердно вы будете обучаться)
  • Junior - если вы уже владеете базовыми инструментами (Excel, sql и тп), то карьеру можно начинать с позиции Junior, на этой позиции вы будете решать очень много однотипных задач.

Следующим шагом идет позиция Middle, переход на нее должен сопровождаться полным пониманием, как решать ту или иную задачу, откуда достать данные для анализа, как очистить и провалидировать их. Аналитик этого уровня должен обязательно уметь делать выводы по задачам.

Следующий этап роста позиция Senior, помимо знаний и умений из предыдущих грейдов, должен быть прокачан "взгляд сверху" - то есть надо понимать для чего мы делаем определенную задачу, какой результат принесет, самостоятельно искать точки развития и указывать на проблемы/"узкие горлышки". Человек на этой позиции уже должен обучать "младших" коллег.

После позиции Senior возможен рост в двух направлениях:

  • Lead - ведущий специалист - экспертный путь развития, углубление в предметную область/сферу
  • Team Lead - руководитель команды - менеджерский путь развития. Помимо собственных амбиций должна быть еще возможность со стороны компании (в компаниях с небольшим развитием аналитики, этой должности может и не быть), если такой возможности компания не дает, то стоит рассмотреть предложения на рынке. Для этого грейда нужно не только уметь смотреть глобально на деятельность компании и искать проблемные места, но и уметь организовывать работу всей команды (планирование, приоритизация задач, выявление потребностей заказчиков, презентация результатов работы команды и т.д.)

Head of Analytics и CAO - это больше менеджерские позиции, здесь необходимо развивать культуру аналитики в компании и организовывать работу команд, нанимать аналитиков. Вакансии достаточно редки на рынке и зачастую требуют опыта управления/создания команд. В компании эти должности возникают когда штат аналитиков растет и нужен один человек, который будет агрегировать и систематизировать знания. Достаточно часто ищут специалистов извне - новый опыт, свежий взгляд. На этой должности большая ответственность за результат (перед другими ТОП менеджерами, инвесторами, собственниками).

На практике получается так:

  • Intern/Junior - обычно год работы (если заниматься с ментором можно сократить этот период как минимум в 2 раза)
  • Middle - 1-3 года (чем быстрее прокачать hard skills и научиться смотреть на проблему, а не просто решать задачу, тем быстрее можно получить повышение. С ментором можно получить Senior за 1 года упорной работы)
  • Senior - 1-2 года (помимо собственных задач, нужно изучать/ставить рабочие процессы, обучать коллег, предлагать направления развитии компании/отдела - важно чтобы за каждой инициативой был понятный и измеримый эффект для руководителей)
  • Lead - это потолок развития по экспертному пути. (Ведущий или главный специалист. В некоторых компаниях существуют разные градации и уровни Lead, но в целом это сделано для мотивации сотрудников продолжать работу в конкретной компании, сами уровни - фикция)
  • Team Lead, Head of Analytics, CAO - предполагает опыт в сфере, понимание подходов решения задач и управление командой. Определенных сроков для перехода по этим уровням - нет. Все зависит от ваших амбиций, возможностей компании или открытых позиций на рынке.

А теперь о самом интересном: зарплаты

q1 - первый квартиль (25% всей выборки), q3 - третий квартиль (75% всей выборки).
Данные по Московскому региону на 6 июля 2021 года
q1 - первый квартиль (25% всей выборки), q3 - третий квартиль (75% всей выборки). Данные по Московскому региону на 6 июля 2021 года
  • Intern - 4% всех вакансий с указанной ЗП. Медиана З/П = 40 тысяч рублей. Максимум, который можно найти 60 тысяч рублей, при этом 75% вакансий с З/П менее 45 тысяч рублей
  • Junior - доля 13%. Медиана З/П = 60 тысяч рублей. Максимум, который можно найти 96 тысяч рублей, при этом 75% вакансий с З/П менее 70 тысяч рублей
  • Middle - четверть всех вакансий. Медиана З/П = 96 тысяч рублей. Максимум, который можно найти 130 тысяч рублей, при этом 75% вакансий с З/П менее 104 тысяч рублей
  • Senior - доля 36%. Медиана З/П = 150 тысяч рублей. Максимум, который можно найти 240 тысяч рублей, при этом 75% вакансий с З/П менее 174 тысячи рублей
  • Lead - доля 22%. Медиана З/П = 216 тысяч рублей. Максимум, который можно найти 317 тысяч рублей, при этом 75% вакансий с З/П менее 250 тысяч рублей
  • Head of Analytics & Team Lead - всего 1% всех вакансий. Медиана З/П = 264 тысячи рублей. Максимум, который можно найти 511 тысяч рублей. На З/П здесь сильнее всего влияет опыт кандидата и даже медиана может достаточно сильно меняться при появлении новых вакансий.

Итог:

Работая аналитиком с каждым новым уровнем вы можете увеличивать свой доход в два раза. За 3-4 года упорной работы и развития можно выйти на оклад в 150-200 тысяч рублей на руки. Сумма, конечно, хорошая, но не каждый может освоить эту профессию, а уж тем более развиваться без помощи менторов и к моему сожалению, не каждый руководитель может стать наставником/ментором для подчиненного. Следствие этого - достаточно мало хороших кандидатов и долгий процесс найма.

Подписывайтесь на блог, чтобы не пропускать статьи об Аналитике, а так же знать в каком направлении нужно расти и что именно делать для развития.

Вопросы задавайте в комментариях. До встречи!