Лучший в мире, по мнению американских киноэкспертов, Том Сойер, живет не в Санкт-Питерсбурге, США, а в Москве, Россия. И снимает на телевидении популярные сериалы
Тот самый огненно-рыжий мальчишка из «Приключений Тома Сойера и Гекльберри Финна», Иришка из «Родни», Джим Хокинс из «Острова сокровищ», Фёдор Стуков давно уже не мальчик. Он взрослый дядя и режиссёр, который в следующем году отметит своё 50-летие.
– Федор, Том Сойер – это была твоя первая работа в кино?
– Нет, третья. Первой была роль маленького пятилетнего мальчика в фильме Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова». Помните, там такой белокурый мальчуган бежит по полю и кричит: «Маменька приехала!»
– Помню, помню, шустро ты бежал.
– Да уж, так шустро, что меня ассистент режиссёра на машине догонял.
– ...?
– Мне режиссёр сказал: «Ты беги себе, а когда мы в автомобильный гудок нажмём, ты остановишься». Ну, я и побежал. Но там ветер дул в другую сторону, а я бежал шустро, и скоро отбежал уже на столько, что расслышать что-то было просто невозможно. И вот я бегу, бегу, а гудка все нет и нет. Долго бежал, до тех пор, пока меня на машине не догнал ассистент Михалкова. Почти, что целое поле отмахал.
– Значит, начал сниматься ты в пять. А когда в «Сойере» снимался, сколько уже было?
– Восемь. Во время съёмок исполнилось девять. День рождения вся бригада отмечала с пафосом, с помпой. Взрослые дяди так «наотмечались», что вынуждены были потом объявить несколько дней выходных. Перегуляли чуть-чуть. Мы снимали фильм в селе украинском, так что гуляло за моё здоровье все село. Получился такой бразильско-украинский сельский карнавал.
– И, конечно, после премьеры «Тома Сойера» ты проснулся знаменитым?
– Было такое. Письма мешками приходили. Один мальчик из какой-то далёкой-далёкой сибирской деревни по фамилии Стуков написал: «А может мы с тобой родственники? У нас тут в деревне почти все Стуковы. Может быть ты наш? Если так – приезжай в гости, если не так – все равно приезжай, все равно нашим будешь». Меня даже в США пригласили, как лучшего исполнителя роли маленького американца. Я по Миссисипи спустился от Сент-Луиса до Нового Орлеана на таком же колёсном пароходе, которые ходили в Америке середины XIX века. Это ещё во времена СССР было.
А всего я снялся в двадцати пяти фильмах. Но с начала века практически полностью посвятил себя режиссуре. В команде проекта «За стеклом» был выпускающим. Потом сделал на REN-TV большое реалити-шоу «Факультет юмора», уже как режиссер-постановщик, сделал мега-проект «Русское чудо, или Люди под микроскопом».
– Что-то не припомню такого мега-проекта...
– Он за границей несколько призов получил, а у нас незаметно прошёл. Мы построили специальный офис, нашпиговали все скрытыми камерами, месяц там девять человек проработало, не догадываясь, что их снимают. Но нам не повезло. В то же время, когда транслировалось наше «Чудо», в стране прошло другое реалити-шоу. Трагическое, под названием «Норд-Ост». Когда все это дело с захватом заложников началось, мы тут же вырубили свой эфир. Посчитали, что просто не имеем права в такое время пускать на канале развлекалку.
– Внешность у тебя уж больно узнаваемая. Это тебе в жизни не мешает?
-Наоборот, помогает. С гаишниками очень удачно получается. Я водитель, вообще-то, очень хороший, дисциплинированный, аккуратный, я бы даже сказал – европейский. Но в Москве же даже если не нарушаешь, все равно останавливают. Остановят, подойдут, посмотрят, вспомнят и сразу: «Хи-хи, ха-ха, ой...» Так что, ни одного штрафа я пока не заплатил. Отделывался автографами.
– Ты снял немало популярных сериалов: "Восьмидесятые", "Физрук", "Адаптация", "Филфак"... Что привлекает в работе именно над сериалами?
– Мой режиссёрский кайф состоит в том, что за короткий срок можно попробовать себя в новых жанрах, потому что сериалы совершенно разные. По жанру, настроению, киноязыку и чему угодно. «Физрук» – довольно жёсткая история, «Адаптация» – больше для мальчиков-режиссёров, которые мечтают снять шпионский фильм, это всегда интересно, а «Филфак» – чистая романтика, очень красиво снятая и при этом пропитанная юмором. Разве что мюзикл я ещё не снял.
– То, что супруга Екатерина тоже занимается кино, она кинопродюсер, помогает в семейной жизни или мешает?
– В нашей семье это не мешает. Но у меня есть масса друзей, где не всё проходит легко. Главное, наверное, определить, кто главный. Разобраться, на кого вся семья работает – по амбициям, реализации, мечтам. Потом можно и местами поменяться.
– Вашему сыну Тимофею уже 13 лет. Он уже как-то проявляет унаследованные от папы актёрские таланты?
– Артистические задатки у него есть. Могу это говорить не потому, что считаю, будто мой сын лучший. А потому, что за время работы режиссёром глаз у меня стал намётан. Тимофей артистичен, у него хорошее чувство юмора.
– Представляешь его в своём фильме?
– Если у меня будет трудная роль, которую я могу дать только своему ребёнку, потому что мучить чужих детей не имею права, то попробуем его в кино. По крайней мере, на съёмочную площадку периодически притаскиваю – он смотрит, что это не шутки, это серьёзная работа. И ему нравится. Но мы пока делаем упор на спорт, футбол.
– Почему футбол?
– Сын делает то, что не смог сделать его папа. Я выбрал кино вместо футбола. Хотя играть любил. Но мы его не заставляли! Увидели, как он, едва научившись ходить, попытался догнать мяч. Так всё и определилось. Пока ходит, играет.
– Ты работал с мэтрами кино – Никитой Михалковым, Станиславом Говорухиным. С кем было сложнее? С кем интереснее?
– Наверное, я такой человек, что от общения с каждым стараюсь научиться новому, обрести полезное. Возможно, моя нынешняя режиссура и есть результат того, что я снимался у выдающихся режиссёров. Ведь это удивительная школа – и человеческая, и профессиональная. Я внимательно смотрел на режиссёров, какие приёмы они применяли, как они работали, и впитывал. Мне это очень пригодилось. И общение с актёрами в том числе! Это были люди старой-старой школы, они всегда подсказывали ребёнку, чувствовали себя на равных со мной, были прекрасными партнёрами. Каждый фильм – опыт, который использую до сих пор.
– Хотели бы снять кино о детях и для детей?
– Главная задача режиссёра – рассказать интересную историю. Дети это будут или взрослые люди – дело десятое. В последнее время и сугубо детских фильмов-то не снимают. Каждый условно детский фильм могут смело смотреть и взрослые, им будет интересно. Главное, нащупать историю, а вот о ком она будет – ребёнке, старике, животном, – не столь важно. Ставить цель «сниму-ка я детский фильм», на мой взгляд, неправильно.
– Тебе скоро исполнится 50 лет. В детстве заглядывал так далеко? Представлял «вот мне будет 50 лет…»? Каким себя видел в эти годы?
– Каждый ребёнок проходит этот путь мечтаний – от водителя до космонавта. Но в моём случае было проще. Я всегда хотел быть режиссёром, при этом понимал, что режиссёр не может быть неопытным. Надо прожить жизнь, надо напитаться знаниями и опытом и только потом работать. Есть и молодые режиссёры, не спорю. Но я уверен, что состоявшиеся режиссёры всегда переживали что-то серьёзное. Многое надо прожить хотя бы для того, чтобы объяснить актёру, как это сыграть. Так что желание стать режиссёром было с детства, но я ждал, пока созрею. И когда это произошло, я взялся за режиссуру.
Беседовали Егор АРЕФЬЕВ и Валерий ЧУМАКОВ, Москва
Материал дан в сокращённом виде. Хотите полную версию - пишите в комментариях.
© "Союзное государство", № 8-9, 2017
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!
ГДЕ ОНИ СЕЙЧАС
Полад Бюльбюль-оглы: Хочу, чтоб пушки помолчали
Что стало с первым советским легальным миллионером
Куда пропал "Вождь Краснокожих"
Где сейчас гроза хоккея Бобби ХАЛЛ
Откуда сегодня у "Бедной овечки" борзость духа
Как сложилась судьба любимца СССР — Робертино ЛОРЕТТИ
Что сейчас делает Тельман ГДЛЯН
Что делает Анджела ДЭВИС на свободе
Чем сейчас занимается первая "Московская красавица" Маша КАЛИНИНА
Как живёт чиновник, развернувший в Рио на Паралимпиаде-2016 российский триколор