Всем известно про убийство царской семьи, которое состоялось 17 июля в Екатеринбурге. Но мало кто знает, что Николай II и его семья стали не единственными жертвами революции среди Романовых.
18 июля, через сутки после убийства царской семьи, недалеко от города Алапаевска, совершили страшную расправу над другими членами династии Романовых. Сегодня хотелось бы вспомнить их имена и рассказать, что именно произошло в ночь на 18 июля. Поделиться интересными фактами и теориями об этом событии.
В небольшом городе Алапаевске Свердловской области содержались несколько представителей царской династии:
- Елизавета Фёдоровна Романова (53 года).
С ней: сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева.
- Великий Князь Сергей Михайлович Романов (48 лет).
Его приближенный: Фёдор Семёнович Ремез.
Три брата, Князья Императорской Крови:
- Иоанн Константинович Романов (32 года);
- Константин Константинович Романов (27 лет);
- Игорь Константинович Романов (24 года).
А так же:
- Князь Владимир Павлович Палей (21 год).
Официальная версия.
В материалах расследования, которое началось осенью 1918 года, очень интересны показания Александры Кривовой. Через несколько дней после прибытия Великих Князей в город, женщину пригласили работать кухаркой в Напольную школу, где и содержались заключённые. Из протокола допроса Александры Кривовой:
Из её показаний известно, что первый месяц пребывания в городе, проходил для Романовых относительно спокойно. Тюремный режим и настоящее заключение началось с 13 июня – после «исчезновения» Михаила Александровича Романова (младшего брата Николая II) в Перми. У князей были конфискованы их вещи – одежда и обувь, одеяла и подушки, золотые вещи и деньги; оставлен был только один комплект одежды - тот, что они носили.
Итак, чем же завершилось для князей их заключение в Алапаевске?
Утром 17 июля Александра Кривова, по обыкновению, пришла готовить князьям завтрак. Все они были спокойны и веселы. Приближались именины самого младшего из заключённых - Князя Владимира Палея. Обсуждалась возможность испечь ему праздничный пирог. Здесь стоит отметить, что приготовление всего, что выходило за отведенный князьям сухой паёк, осуществлялось за их счёт.
Около 12 часов дня к школе подошёл отряд вооружённых большевиков. Во главе которого 3 или 4 комиссара. Князьям сообщили, что вечером их отвезут на жительство в Синячихинский завод. Помимо этого их попросили сдать под расписку оставшиеся деньги и драгоценности. Всего, за почти 5 месяцев ссылки, у Романовых было отобрано имущество и денежные средства на сумму в размере 15.000 рублей. Сейчас же забирали последнее: копейки, кольца и прочее.
После обыска Романовым отдали распоряжение собирать вещи. Однако, собирать было нечего: кроме личных документов, писем от родных и записей, у князей мало что осталось. За обедом их торопили, а уже знакомую нам кухарку - Александру Кривову, выпроводили из здания.
Вечером к зданию школы подогнали подводы.
По показаниям участников расправы, можно судить, что первыми “товарищи” прошли в комнату, где содержались Елизавета Фёдоровна и её келейница Варвара. Сопротивления они не оказывали и послушно проследовали за солдатами. По одной из версий им завязали глаза и связали руки, - но к этому мы ещё вернёмся.
Существует легенда, что большевикам пришлось выстрелить в руку Великого Князя, чтобы утихомирить. Одно “но” - в протоколах медико-милицейского вскрытия нет ничего про ранение в руку.
Романовых посадили в обозы и повезли в сторону Синячихинского завода. Тут тоже есть расхождения в показаниях. По одной версии каждый из князей ехал отдельно от других. В другой версии упоминается, что ехали они вместе, насколько это позволяла вместимость повозок. Но общее воспоминание участников убийства: князья Романовы пели в дороге. Кто-то говорит, что они не знали, что их ждёт. Другие, наоборот, говорили, что князья видели куда их везут. Здесь можно вернуться к вопросу: а были ли у Романовых завязаны глаза?
Тем временем, у школы отряд большевиков устраивает пальбу, бьют окна и даже убивают то ли кого-то из своих, то ли мирного жителя. Всё для того, чтобы следующим утром, 18 июля, сообщить в газеты: сторонники белого движения напали на здание школы и выкрали заключённых.
На полпути к Синячихе, кортеж из повозок вдруг останавливается в лесной глуши. Романовых просят выйти под предлогом: мост сломан, дальше придётся двигаться пешком. По показаниям одного из участников убийства, князья начинают заметно волноваться, ведь ничего кроме заброшенных рудников поблизости нет.
Заключенных ведут к шахтам, и каждый из них догадывается, что будет дальше. Елизавета Фёдоровна и Иоанн Константинович, как наиболее близкие к вере, начинают читать молитвы. Здесь существует версия, что их бросили в шахту первыми, чтобы не поднимали шум. Но мы продолжаем придерживаться показаний одного из убийц.
Только Сергей Михайлович оказал сопротивление и почти утянул за собой одного из убийц. Здесь снова встаёт вопрос: а были ли связаны у Романовых руки? Как бы там ни было, большевикам пришлось выстрелить князю в голову, чтобы остановить драку у шахты. Таким образом, Великий Князь Сергей Михайлович - единственный, кто был сброшен в шахту уже мёртвым.
Следующим решением “товарищей” было бросать на дно шахты гранаты, ведь голоса, стоны и молитвы продолжали звучать.
Было решено бросать в шахту сухой хворост, валежник и поджечь. Всё это медленно тлело, и шахта наполнилась плотным дымом. Большевики посчитали дело завершённым, и как только стихли голоса Романовых под землёй, покинули место преступления.
Неподтверждённые факты.
Существует легенда о случайном свидетеле расправы у шахты. Это был местный житель, который случайным образом оказался на заброшенных рудниках в то самое время. Группа вооружённых людей напугала его и этот господин затаился в зарослях, наблюдая происходящее из укрытия.
С его слов происходило всё тоже самое, только по какой-то причине большевики долго беседовали с управляющим Великого Князя, Ремезом. Что они могли обсуждать - тайна покрытая мраком. Но из этой теории можно сделать вывод, что управляющий делами Великого Князя был сброшен в шахту последним.
Гражданин оставался у места преступления и после ухода большевиков. По его словам, голоса продолжали звучать и после поджога шахты.
Так ещё многие местные жители утверждали, что 18-19 числа июля месяца, проходя мимо заброшенных рудников, можно было слышать молитвы и стоны. Правда ли это? Вероятно, этого мы уже никогда не узнаем.
Однако то, что у Иоанна Константиновича на голове была повязка из лоскута одежды Елизаветы Фёдоровны; у Констанина Константиновича в горле нашли землю, которую он ел от голода или от боли; а Владимир Палей был найден в сидячем положении; - всё говорит о том, что князья были живы после того, как их бросили в жерло шахты. Только тело Фёдора Ремеза пострадало от взрыва гранаты, что можно увидеть на фотографиях тел, прикрепленных к следственному делу.
Ещё одна распространённая теория, на которую натыкаешься во многих источниках: перед тем, как бросить Романовых в шахту, им наносили удар обухом топора по голове, чтобы оглушить. Было это так или нет? Кто знает. Однако всё в том же протоколе медико-милицейского вскрытия нет записей о черепно-мозговых травмах, которые были бы характерны для удара столь тяжёлым предметом. Черепа были целы у всех, кроме Игоря Константиновича (трещина от верхнего края глазницы и до затылочной кости) и Сергея Михайловича (мы помним, что ему выстрелили в голову).
Существует версия, что их били не топором, но просто избивали. Опять же, факт неподтвержденный. Кровоподтеки в грудной и брюшной полости и другие травмы могли быть как следствием избиения, так и получены при падении с высоты.
Одна из "любимых" теорий, конечно, о том, что убийство носило ритуальный характер. К этой версии привязан факт, что тела лежали так, будто ранжированы по титулам. Глубже всего (15м) лежали Великие Князья, выше Князья Императорской Крови, и ещё выше Князь и прислуга. Верить в это тяжело, хотя бы потому, что в материалах следственной комиссии указано: тела Елизаветы Фёдоровны (Великая Княгиня) и Иоанна Константиновича (Князь Императорской Крови) лежали рядом.
Также мы спотыкаемся о факты, которые противоречат друг другу. Участники убийства утверждают, что князья попали в воду, откуда выбрались сами. Но при извлечении тел все лежали на довольно большом расстоянии (высоте) друг от друга (от 5м до 10м), попав при падении на уступы и настилы.
Заключение.
Тела убитых Романовых извлекли из шахты почти через три месяца после произошедшего. Опознала князей та самая кухарка, Александра Кривова. В основном, по одежде и по росту, так как лица уже сильно изменились.
Очень интересная информация, представленна в материалах о расследовании: это вещи, которые нашли при князьях. Считаю, что это во многом их характеризует.
Например, у Иоанна Константиновича было при себе несколько косметических вещей его жены. Совсем незначительные, которые можно было бы оставить, но вероятно он ждал её возвращения и ещё надеялся на встречу, потому и взял их с собой.
У Владимира Палея во внутреннем кармане были письма от родителей и младших сестёр, их фотографии, и множество листков с заметками. Когда спустя пару лет это попало в руки его родным, они не смогли смотреть на это даже пару минут: запах сырости и тревожные чувства сохранились в этих предметах.
У Игоря Константиновича было много адресов и визиток. Вероятно он продолжал работу - помогал всем, кто в этом нуждался.
У Константина Константиновича при себе был набор странных вещей: вроде гвоздей и маленькой фигурки таксы. Возможно, у него можно было найти всё и на все случаи жизни, даже шоколадные конфеты спрятал в карманах. Очень запасливый юноша. Местная жительница сняла шарф с его тела, в качестве памятной вещи от князя.
К чему же была эта статья? Просто напоминание, что жертвы революции не закончились на семье Николая II. Среди Романовых были и другие замечательные люди, и у некоторых из них жизнь только начиналась. Кто-то хотел исполнить долг, и работать на благо Родины, кто-то хотел тихой жизни в тени.
В последующих статьях я постараюсь раскрыть личности каждого из них.