Найти тему
Нила Валиева

Среди клиентов Gunvor − «Сургутнефтегаз», «Газпромнефть», «Роснефть», ТНК-ВР, то есть крупнейшие российские нефтяные компании. К

Среди клиентов Gunvor − «Сургутнефтегаз», «Газпромнефть», «Роснефть», ТНК-ВР, то есть крупнейшие российские нефтяные компании. Каким-то образом Геннадию Тимченко удалось прилепиться именно к ним.

Вообще предпринимательской деятельности Геннадию Тимченко постоянно сопутствовало какое-то необъяснимое везение. Например, нередко он получал нефть по удивительно низким ценам. Так, в 2002 году разница между среднемировой ценой на российскую нефть и ценой, которую уплатила «Сургутнефтегазу» посредническая фирма «Кинэкс» − ее в ту пору контролировал Тимченко − составила более пяти долларов за баррель. В результате за четыре года − с 1999-го по 2003-й − глава «Сургута» Владимир Богданов потерял миллиард долларов.

С чего бы это такая нерасчетливость у одной из самых хватких «акул российского капитализма»?

Каким-то образом Геннадию Тимченко удается избегать разнообразных бюрократических препон, о которые постоянно спотыкаются другие российские предприниматели (эти препонами и преградами утыкан весь их скорбный путь). Так, после шумной истории с переносом памятника Воину-освободителю в Таллинне Кремль решил отомстить Эстонии и неожиданно затеял «ремонт» железной дороги, по которой российская нефть поставлялась на эстонские экспортные терминалы. У конкурентов Тимченко поставки действительно замедлились, однако сам он почти не испытал трудностей.

До некоторых пор Тимченко имел два гражданства — России и Финляндии. В 1999-м от российского гражданства отказался. Для другого такой шаг привел бы к тяжелым последствиям: визг в прессе («Предатель! Эмигрант! Отщепенец!»), стопорение сотрудничества с российскими фирмами, − однако для Тимченко никаких таких последствий не было.

Секрет везения

Конечно, может так случиться, что своими успехами предприниматель обязан собственным талантам, однако многие журналисты, эксперты убеждены, что феноменальные достижения Тимченко на ниве бизнеса объясняются прежде всего его давними связями с Путиным (собственно говоря, первым об этом, как мы видели, сказал Рыбкин).

Нефтеторговец и второй российский президент − ровесники. Утверждается, что в восьмидесятые Тимченко, как и Путин, служил в Первом главном управлении КГБ, хотя, по-видимому, тогда они еще не были знакомы. Познакомились они, надо полагать, в 1991 году, когда Путин был председателем Комитета по внешним связям мэрии, а Тимченко часто посещал это учреждение по своим бизнес-делам.

Тогда-то, считают многие, и были созданы предпосылки для будущих феноменальных успехов в ту пору скромного, ничем не приметного предпринимателя Геннадия Тимченко. Его зародившимися тогда связями, дружбой − назовите как хотите − с будущим российским президентом можно объяснить и благоволение к нему ведущих российских нефтяных компаний, и выгодные контракты, и низкие цены на продаваемую ему нефть, и предупредительное отношение к нему со стороны российской бюрократии.

− Все знают, чей он друг, — говорит Александр Темерко, бывший сотрудник ЮКОСа. — Люди охотно работают с теми, против кого не пойдет никто.

Кстати, в этой книге уже шла речь о продаже главного предприятия ЮКОСа − «Юганскнефтегаза» − на липовом аукционе в в декабре 2004 года. «Юганск» приобрела тогда некая никому не известная, явно подставная фирма «Байкалфинансгруп». Так вот, по одной из версий за этой фирмой, наряду с ближайшим сотрудником Путина Игорем Сечиным и главой «Роснефти» Сергеем Богданчиковым, стоял как раз Геннадий Тимченко и его компаньоны. Это-то и позволило Путину заверить общественность, что «Юганскнефтегаз» приобрели «физические лица, долгие годы работающие в энергетической сфере».

Закрыть Как отключить рекламу?

Жутко удачливый банкир

Еще один «крестник» Ивана Рыбкина − Юрий Ковальчук. Начало его знакомства с Путиным также, по-видимому, относится к 1991 году. В ту пору он был президентом акционерного общества «Центр перспективных технологий и разработок» и вице-президентом Ленинградской ассоциации совместных предприятий (ее работу курировал глава городского комитета по внешним связям Владимир Путин).

В 1996 году Путин и Ковальчук вошли в число учредителей дачного кооператива «Озеро». Вроде бы событие малозначимое по государственным масштабам, но в этом кооперативе собралось довольно много людей, в дальнейшем занявших высокие государственные посты, а также преуспевших в бизнесе.

В 2000-м Юрий Ковальчук стал зампредом совета директоров банка «Россия», а в 2004-м − председателем этого совета. В банке ему принадлежит более 30 процентов акций.

Опять-таки с некоторых пор и это учреждение пошло в быстрый рост. Начиная с 2005 года банк «Россия» стал буквально обирать одну из ведущих российских компаний «Газпром», присоединять к себе его структуры. Собственно говоря, «Газпром» почему-то сам добровольно, стал их ему отдавать. В 2005-м в собственность банку передали «дочку» «Газпрома» − страховую кампанию «Согаз», чьи активы составляли 13 миллиардов рублей и превышали собственные активы банка (10 миллиардов).

Владимир Милов, в прошлом заместитель министра энергетики, говорит, что «Согаз» был передан банку «Россия» по прямому указанию Путина:

− Я и еще несколько горячих голов предлагали реформу «Газпрома». А нам отвечали: давайте лучше распродадим непрофильные активы… «По «Согазу» после президентских выборов (2004 года) было принято окончательное решение − утвердить продажу стратегическому инвестору… Путин сказал: банк «Россия», и все. Греф (министр экономического развития и торговли), Шаронов (его первый зам) и другие ребята были поражены. Меня это тоже возмутило…

С этим удивлением и возмущением никто, разумеется, не посчитался.

После этой трансформации, как по мановению волшебной палочки, активы «Согаза» стали стремительно увеличиваться. Покупка этой компании обошлась банку «Россия» примерно в 120 миллионов долларов, но уже через пару лет ее стоимость оценивалась в полтора − два миллиарда.

«Вывести одну из крупнейших страховых компаний России из-под контроля «Газпрома» по смехотворной цене, «накачать» ее доходами за счет заключения договоров с госкомпаниями — такова, похоже, была стратегия группировки Путина в отношении «Согаза», − писали Борис Немцов и Владимир Милов в своей брошюре-докладе «Путин и «Газпром».

В 2006 году под управление структур банка «Россия» перешли пенсионные резервы пенсионного фонда «Газфонд» общим объемом свыше шести миллиардов долларов. В конце 2006-го − начале 2007 года на эти деньги были выкуплены более 50 процентов акций «Газпромбанка», ставшего к концу 2007 года вторым банком страны по размеру активов.

Вместо Гусинского и Березовского − Ковальчук

Аналогичным образом − за счет фантастически дешевого приобретения активов «Газпрома» и его «дочки» «Газпром-медиа» − Юрий Ковальчук создал медиа-холдинг «Национальная медиагруппа».

Немцов и Милов:

«В ходе многочисленных внутренних разменов активов случилось так, что из-под прямого контроля «Газпрома» исчез крупнейший в России медиа-холдинг «Газпром-медиа» (в его состав входят телеканалы НТВ, ТНТ и другие медиа-активы). Акции холдинга были переведены на баланс «Газпромбанка» еще до того, как контрольный пакет акций банка достался «Газфонду», то есть попал в бизнес-империю банка «Россия» и Юрия Ковальчука. В июле 2005 года «Газпром» получил за эти активы от «Газпромбанка» всего 166 миллионов долларов. Однако уже через два года, после того как «Газпром-медиа» в составе активов «Газпромбанка» перекочевал под контроль банка «Россия», вице-премьер Дмитрий Медведев заявил, что стоимость активов «Газпром-медиа» − 7,5 миллиардов долларов. Получается, что «Газпром» отдал эти активы в десятки раз дешевле реальной стоимости!»

Захват гигантского холдинга «Газпром-Медиа» Борис Немцов называет «крупномасштабной аферой друзей Путина». По его словам, в сравнении с ней залоговые аукционы девяностых годов выглядят «образцом честности и прозрачности».

Помимо «Газпром-медиа» в руках банка «Россия» оказались и другие крупнейшие медиа-активы — телекомпании Рен-ТВ и «Санкт-Петербург — Пятый канал», самая читаемая в стране газета «Комсомольская правда», десятки теле- и радиокомпаний и газет. В 2005–2007 годах медиа-группа выиграла конкурс на право вещания в 41 регионе России, затем получила частоты еще в 29 регионах.