Найти тему
Искусство и Крым

Художник-военный корреспондент

Для меня эта специфическая "отрасль" профессии художника прочно ассоциируется с именем Николая Семеновича Самокиша, одного из знаковых мастеров рубежа веков и советского довоенного искусства. В Симферополе его имя с гордостью носит Крымское художественное училище, у истоков создания которого он стоял.

Николай Самокиш на кобыле Изида. Манчжурия, 1904 г.
Николай Самокиш на кобыле Изида. Манчжурия, 1904 г.

Так получилось, что в лучших традициях Василия Верещагина, с которым Николай Самокиш общался, он подошел к батальному жанру, ставшему в его творчестве одним из ведущих. Уже во времена русско-японской войны 1904-1905 годов он лично побывал на фронте. Туда он попал благодаря сотрудничеству с журналом "Нива" (а также, "Летопись войны с Японией") и поставлял материал прямо с передовой (Самокиш также сам писал военные репортажи). Помимо иллюстраций, художником были созданы и живописные полона (самое знаменитое - "Ляоян. 18 августа 1904 года", которое чуть позже, в 1910 году, поместили в военную галерею Зимнего дворца). Но, пожалуй, главным итогом пребывания на войне стал альбом "Война 1904-1905. Из дневника художника", изданный в 1908 году. Не так давно он был переиздан, но довольно малым тиражом.

И в нем Самокиш раскрывает свой талант психолога. Он показывает быт войны и то, как она меняет простых людей. Он выступает летописцем, который фиксирует происходящее без пафоса и ложной патетики, война - беспощадна, она несет боль, разрушения и смерть. Наряду с людьми здесь одно из центральных мест отведено лошадям, второй страсти художника. И если у людей индивидуальности и эмоции могут быть обобщены и стерты, то в изображении лошадей художник дает волю в выражении ярости, гнева, необузданности. Вообще, Самокиш-иллюстратор - отдельная и обширная тема. Оформленные им книги считались уже тогда образцом печатной графики.

Стенд, посвященный Самокишу-корреспонденту двух войн в музейной комнате "КХУ им. Н.С.Самокиша"
Стенд, посвященный Самокишу-корреспонденту двух войн в музейной комнате "КХУ им. Н.С.Самокиша"

В 1912 году, к столетию Отечественной войны 1812 года Самокиш создает (опять для "Нивы") целую галерею образов, важных эпизодов, главных военных событий той знаковой для русских войны. И получились они очень убедительными, как-будто создавались глазами очевидца.

И, вот, знаковый - 1915 год. Уникальный случай - практика студентов-художников на фронте, такого история еще не знала. Николай Семенович (в чине полковника) сформировал «отряд» из пяти учеников батального класса Академии художеств, которым присвоили звания прапорщиков (Р. Р. Френц, П. И. Котов, П. В. Митурич, П. Д. Покаржевский, К. Д. Трофименко) и выехал с ними на фронт. И в этом была вся суть педагогического метода художника, раскрыть талант ученика, а не навязать свое видение. Кстати, посмотрите на выправку студентов, так сразу и не скажешь, что "ряженые". Но форма была обязательным условием для практики.

Первым делом они поехали на Восточный фронт в район крепости Осовец, затем на Черное море и Кавказский фронт. Исследователи отмечают (П.С.Павлинов), что многие художники работали корреспондентами в Первую мировую (и М.Добужинский, и М.Авилов, и И.Владимиров и др.), но на Кавказском фронте работала только команда Самокиша и еще несколько профессиональных художников. Поэтому работы, созданные художественной командой там можно назвать эксклюзивным материалом. Всего за время пребывания на фронте художниками было создано около 400 работ. Частично работы публиковались в журналах «Летопись войны», «Лукоморье», «Солнце России». Хранятся они в Государственном Историческом музее. На сегодня одна из главных проблем этой коллекции - ее атрибуция и малоизученность.

Частично рисунки Самокиша были опубликованы в изданиях Д.Я. Маковского «Великая война в образах и картинах» и «Русские героям Сербии и Черногории» (оба 1915 г.). Основной смысл - не дожидаться официальных комментариев о войне, а рассказывать о ее ходе глазами очевидцев и каждый читатель сам может делать выводы.

В 1916 году состоялась выставка фронтовых работ художников, которая прошла в выставочных залах Академии художеств.

После войны художник долго приходил в себя. Начались проблемы со здоровьем, в частности, обострился ревматизм, который он "заработал" в окопах и врачи посоветовали ему поехать лечиться на юга. Так, в разгар революционных перипетий он попал в Крым (в Евпаторию) и оказался отрезанным от Санкт-Петербурга, Академии, всего того, к чему привык. Начался новый этап его жизни и творчества. Но это уже совершенно другая история.

Николай Самокиш в мастерской
Николай Самокиш в мастерской

Завершить хочется словами самого мастера: "Рисуйте правдой, любите своё дело, тратьте на каждое полотно столько времени, пока оно не заиграет перед вами красками подлинно художественного мастерства"

Читайте еще: Крымская художница Людмила Полякова, Прерванный полет. Михаил Казас, Венерическое искусство