Найти тему
Фотоблог №1005001

Нашёл в Поволжье чудом уцелевшую сверхмалую подводную лодку "мокрого" типа для морского спецназа СССР «Тритон-1М»

Для начала посмотрите внимательно на эту фотографию. Я специально дождался, пока в кадр войдёт взрослый человек, чтобы нагляднее передать зрителю понимание реального размера этой подводной лодки. Бьюсь об заклад, таких крошечных мини-субмарин вы ещё не видели и, скорее всего, даже не слышали о их существовании.

Знакомьтесь, «Тритон-1М»
Знакомьтесь, «Тритон-1М»

Впрочем, читателям, побывавшим в подземном музейном комплексе в Балаклаве (т.н. "Объект 825 ГТС"), эта конструкция вполне может показаться знакомой.

Я там бывал в 2018 году и сделал вот такой снимок
Я там бывал в 2018 году и сделал вот такой снимок

Поскольку я заказывал только "водную" часть экскурсии, близко рассмотреть это чудо советской инженерной мысли тогда не получилось. А вот этим летом я случайно увидел его в Саратове, в парке Победы на Соколовой горе. Где из поясняющей таблички узнал, что таких сверхмалых подводных лодок серии «Тритон-1М» было выпущено всего 32 штуки.

«Тритон-1М» в Саратове
«Тритон-1М» в Саратове

Когда же, будучи уже дома, я залез в интернет, чтобы узнать побольше о заинтересовавшем меня экспонате немного больше, я выяснил, что в настоящий момент их уцелело всего 5 штук! Представляете себе, какой раритет?!

Кроме уже упомянутых в Балаклаве и Саратове, есть один экземпляр в Калининграде в Музее Мирового океана, один - в Кронштадте и один - во Владивостоке на острове Русский. Это всё.

В галерее ниже покажу эти три "Тритона" (извините за каламбур). Листайте =>

Естественно, при взгляде на эту "малютку", в голове возникает куча всяких вопросов. Как, зачем, для чего и так далее. И в данной статье я постараюсь в общих чертах рассказать вам, что это за такие сверхмалые подводные лодки, да ещё и так называемого "мокрого" типа.

И начнём, давайте, с конца. Что значит "мокрого"? Разве бывают сухие подводные лодки? Дело в том, что в данном случае речь идёт о том, что экипаж такой субмарины находился хоть и внутри, но всё таки в воде! То есть в водолазном костюме и с личным запасом сжатого воздуха!

Вот как это выглядело перед погружением | Источник: https://www.korabel.ru
Вот как это выглядело перед погружением | Источник: https://www.korabel.ru

То есть "мокрой" была именно рулевая рубка лодки, а вот носовая часть (за приборной доской) и кормовая, где располагались аккумуляторные батареи и электромоторный отсек, были герметичными.

К слову, о приборной доске "Тритона" из Саратова. Вот как она (точнее, то, что от неё осталось) выглядит сейчас:

Хорошо видно, что уцелело немногое + внутри достаточно мусора (альтернативно одаренные граждане пропихивают через щель)
Хорошо видно, что уцелело немногое + внутри достаточно мусора (альтернативно одаренные граждане пропихивают через щель)

Снимал я, естественно, через мутное стекло, поэтому не могу не приложить снимок заботливо отреставрированной "приборки" Тритона в Калининграде.

Фото: Женечка Padonak | https://fleetphoto.ru/photo/223825/
Фото: Женечка Padonak | https://fleetphoto.ru/photo/223825/

По оборудованию подлодки сообщается следующее:

В распоряжении экипажа имелись магнитный компас, радиостанция, гидроакустическая станция МГВ-3, автоматическая система движения по курсу.

А это чертёж «Тритон-1М» и ещё немного технических подробностей:

-8
Корпус мини-субмарины был сделан из алюминиево-магниевого сплава. Движителем служил винт, который приводился в движение при помощи электродвигателя. Управлялся аппарат при помощи движительно-рулевого комплекса и автоматической системы управления рулями.
«Тритон-1М», Саратов
«Тритон-1М», Саратов

Тактико-технические характеристики:

  • Экипаж — 2 человека;
  • Автономность — 7,5 ч;
  • Длина — 5 м;
  • Ширина — 1,43 м;
  • Высота — 1,38 м;
  • Скорость — 6,5 узлов (11,2 км/ч);
  • Дальность плавания — 37,3 миль;
  • Вес — 1,6 т;
  • Глубина погружения — 40 м.

Эскиз проекта «Тритон-1М» был представлен в 1968 году. В 1972–73 гг. прошли испытания первых двух образцов. Далее начался серийный выпуск.

Эксплуатация лодок этого типа осуществлялась до конца 1980-х годов, после чего они были, в основном, списаны. Но на профильных форумах и сайтах ходят слухи, что несколько таких мини-субмарин всё таки ещё остались на вооружении в составе ВМФ России, ВМС Азербайджана и ВМС Украины. Правда это или вымысел - остается только гадать.

Испытания «Тритон-1М»
Испытания «Тритон-1М»

И напоследок расскажу для чего вообще были придуманы такие, казалось бы, довольно странные для гражданского человека тесные подводные лодки, где экипаж буквально находится в воде.

Сверхмалые подводные лодки «Тритон-1М» долго были строго засекречены и выполняли следующие задачи:

  1. патрулирование акваторий портов и рейдов;
  2. осуществление поиска подводных разведчиков и диверсантов противника;
  3. скрытная доставка и постановка мин заграждения и диверсионных подрывных зарядов;
  4. высаживание и эвакуация водолазов-разведчиков;
  5. ремонт трубопроводов и подводных сооружений.
Как пример (фото муляжа водолаза-разведчика из музея в Балаклаве)
Как пример (фото муляжа водолаза-разведчика из музея в Балаклаве)

Кстати, какого-либо вооружения на "Тритоне" предусмотрено не было. Всё, что диверсантам было нужно для выполнения боевой задачи, включая оружие, они упаковывали в специальные гермомешки, которые складывали под сиденье.

В базе субмарины хранились на транспортных тележках
В базе субмарины хранились на транспортных тележках

А на сегодня всё. Надеюсь, вам было интересно и вы поддержите мою статью одобрительным лайком и подпиской на канал, если ещё этого не сделали.

Читайте также:

- Увидел в музее клеймо "ВОР". Очень правильный экспонат. Жаль, что отменили

- Забытый всеми "Герой труда": Нашёл в лесных "джунглях" гусеничный кран времен СССР в отличном сохране