Для начала посмотрите внимательно на эту фотографию. Я специально дождался, пока в кадр войдёт взрослый человек, чтобы нагляднее передать зрителю понимание реального размера этой подводной лодки. Бьюсь об заклад, таких крошечных мини-субмарин вы ещё не видели и, скорее всего, даже не слышали о их существовании.
Впрочем, читателям, побывавшим в подземном музейном комплексе в Балаклаве (т.н. "Объект 825 ГТС"), эта конструкция вполне может показаться знакомой.
Поскольку я заказывал только "водную" часть экскурсии, близко рассмотреть это чудо советской инженерной мысли тогда не получилось. А вот этим летом я случайно увидел его в Саратове, в парке Победы на Соколовой горе. Где из поясняющей таблички узнал, что таких сверхмалых подводных лодок серии «Тритон-1М» было выпущено всего 32 штуки.
Когда же, будучи уже дома, я залез в интернет, чтобы узнать побольше о заинтересовавшем меня экспонате немного больше, я выяснил, что в настоящий момент их уцелело всего 5 штук! Представляете себе, какой раритет?!
Кроме уже упомянутых в Балаклаве и Саратове, есть один экземпляр в Калининграде в Музее Мирового океана, один - в Кронштадте и один - во Владивостоке на острове Русский. Это всё.
В галерее ниже покажу эти три "Тритона" (извините за каламбур). Листайте =>
Естественно, при взгляде на эту "малютку", в голове возникает куча всяких вопросов. Как, зачем, для чего и так далее. И в данной статье я постараюсь в общих чертах рассказать вам, что это за такие сверхмалые подводные лодки, да ещё и так называемого "мокрого" типа.
И начнём, давайте, с конца. Что значит "мокрого"? Разве бывают сухие подводные лодки? Дело в том, что в данном случае речь идёт о том, что экипаж такой субмарины находился хоть и внутри, но всё таки в воде! То есть в водолазном костюме и с личным запасом сжатого воздуха!
То есть "мокрой" была именно рулевая рубка лодки, а вот носовая часть (за приборной доской) и кормовая, где располагались аккумуляторные батареи и электромоторный отсек, были герметичными.
К слову, о приборной доске "Тритона" из Саратова. Вот как она (точнее, то, что от неё осталось) выглядит сейчас:
Снимал я, естественно, через мутное стекло, поэтому не могу не приложить снимок заботливо отреставрированной "приборки" Тритона в Калининграде.
По оборудованию подлодки сообщается следующее:
В распоряжении экипажа имелись магнитный компас, радиостанция, гидроакустическая станция МГВ-3, автоматическая система движения по курсу.
А это чертёж «Тритон-1М» и ещё немного технических подробностей:
Корпус мини-субмарины был сделан из алюминиево-магниевого сплава. Движителем служил винт, который приводился в движение при помощи электродвигателя. Управлялся аппарат при помощи движительно-рулевого комплекса и автоматической системы управления рулями.
Тактико-технические характеристики:
- Экипаж — 2 человека;
- Автономность — 7,5 ч;
- Длина — 5 м;
- Ширина — 1,43 м;
- Высота — 1,38 м;
- Скорость — 6,5 узлов (11,2 км/ч);
- Дальность плавания — 37,3 миль;
- Вес — 1,6 т;
- Глубина погружения — 40 м.
Эскиз проекта «Тритон-1М» был представлен в 1968 году. В 1972–73 гг. прошли испытания первых двух образцов. Далее начался серийный выпуск.
Эксплуатация лодок этого типа осуществлялась до конца 1980-х годов, после чего они были, в основном, списаны. Но на профильных форумах и сайтах ходят слухи, что несколько таких мини-субмарин всё таки ещё остались на вооружении в составе ВМФ России, ВМС Азербайджана и ВМС Украины. Правда это или вымысел - остается только гадать.
И напоследок расскажу для чего вообще были придуманы такие, казалось бы, довольно странные для гражданского человека тесные подводные лодки, где экипаж буквально находится в воде.
Сверхмалые подводные лодки «Тритон-1М» долго были строго засекречены и выполняли следующие задачи:
- патрулирование акваторий портов и рейдов;
- осуществление поиска подводных разведчиков и диверсантов противника;
- скрытная доставка и постановка мин заграждения и диверсионных подрывных зарядов;
- высаживание и эвакуация водолазов-разведчиков;
- ремонт трубопроводов и подводных сооружений.
Кстати, какого-либо вооружения на "Тритоне" предусмотрено не было. Всё, что диверсантам было нужно для выполнения боевой задачи, включая оружие, они упаковывали в специальные гермомешки, которые складывали под сиденье.
А на сегодня всё. Надеюсь, вам было интересно и вы поддержите мою статью одобрительным лайком и подпиской на канал, если ещё этого не сделали.
Читайте также:
- Увидел в музее клеймо "ВОР". Очень правильный экспонат. Жаль, что отменили