Найти в Дзене
ФИЛЬМентариум

Обзор фильма "Край" (2010): Драма Алексея Учителя

«Золотой орел», «Ника» и номинация на «Золотой глобус». Владимир Машков и Сергей Гармаш в мощнейшей драме о ветеране войны, тяжкой жизни в провинции и чуде техники на паровой тяге. 1945 год. Только что победивший фашистов простой русский мужик Игнат прибывает в затерянную на окраине деревушку под названием Край. Игнат хочет жить спокойной жизнь и заниматься любимым делом – он мечтает стать машинистом паровоза. После недолго общения с местными жителями, отставной солдат берет дрезину и едет в лес. Где-то там, по приданию, стоит и ржавеет старый немецкий паровоз – и Игнат находит не только его, но и живущую неподалеку немецкую девушку Эльзу. Вместе они переправляют паровоз через реку и доставляют машину в Край. Однако хоть трофеи и радуют Игната, но они не радуют его соседей – героя войны ждут тяжелые испытания, преодолевать которые он будет с помощью все того же паровоза. На этом сюжете можно построить какой угодно фильм – об индустриализации, о послевоенной жизни, о столкновении стар

«Золотой орел», «Ника» и номинация на «Золотой глобус». Владимир Машков и Сергей Гармаш в мощнейшей драме о ветеране войны, тяжкой жизни в провинции и чуде техники на паровой тяге.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

1945 год. Только что победивший фашистов простой русский мужик Игнат прибывает в затерянную на окраине деревушку под названием Край. Игнат хочет жить спокойной жизнь и заниматься любимым делом – он мечтает стать машинистом паровоза. После недолго общения с местными жителями, отставной солдат берет дрезину и едет в лес. Где-то там, по приданию, стоит и ржавеет старый немецкий паровоз – и Игнат находит не только его, но и живущую неподалеку немецкую девушку Эльзу. Вместе они переправляют паровоз через реку и доставляют машину в Край. Однако хоть трофеи и радуют Игната, но они не радуют его соседей – героя войны ждут тяжелые испытания, преодолевать которые он будет с помощью все того же паровоза.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

На этом сюжете можно построить какой угодно фильм – об индустриализации, о послевоенной жизни, о столкновении старой лошадки с прогрессом. Но Алексей Учитель, хоть и не обходя стороной все эти темы, снял фильм о паровозах. Никому и ничему в этой картине не уделено столько внимания, сколько блестящим стальным монстрам, пышущим паром. У паровозов есть свои имена, характеры и судьбы. Столкновение героя с недоброжелателями тоже постепенно трансформируется в конфликт паровозов. Плохо ли это? Совсем нет.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Одержимость Игната, подхваченная режиссером, позволяет не обращать внимания на многие другие аспекты художественной реальности ленты. А она, реальность – страшна. Грязная деревня, вездесущий самогон, оскотинившиеся жители, почему-то считающие, что имеют право судить о чужих поступках. Все это было бы совсем невыносимо, не будь у главного героя огромного многотонного друга. И нет отрадней зрелища, чем наблюдать, как прогнившее бытие наматывается на неумолимые поршни чудовища, спущенного Игнатом с цепи.

Спасибо, что заглянули! Мы любим кино и любим о нем писать. Всегда рады лайкам и новым подписчикам!