Любовь, подобно любой эмоции и чувству в нашем организме, является результатом нейрохимических процессов, происходящих в нашем организме. Несмотря на все красочные описания людей об эйфории, одержимости, бабочках в животе, потере ощущения времени, ученые продолжают настаивать на том, что это магическое и необъяснимое чувство наступает лишь посредством активного действия различных гормонов: серотонина, дофамина, тестестерона, а также окситоцина и вазопрессина. Удивительно то, что проводя свои опыты, о которых я расскажу вам далее, учёные косвенно доказали, что сила чувства любви и сама способность любить заложена в нас генетически.
Какой же опыт они провели? В начале 2000-х ученые сравнили поведения семейных пар разных полёвок: луговых и горных. Один из видов луговых полёвок «Microtus ochrogaster» оказался склонным к вечной любви. После спаривания они образовывали моногамные пары на всю оставшуюся жизнь, что в принципе является редкостью у животных. В свою очередь, горные полевки вели себя как обычные полигамные животные, и образование пар начиналось и заканчивалось процессом зачатия потомства. Так вот, в результате опытов, ученым удалось выяснить, что разница в таком поведении связана с разным количеством рецепторов к гормонам окситоцина и вазопрессина (белковых молекул в мозге, которые вступают в реакцию с сами гормонами и далее вызывают различные нейронные процессы).
А как всё-таки была доказана генетическая природа любви? На этом, опыты с несчастными грызунами не ограничились. Когда ученые вводили горным полигамным полёвкам в кровь гормоны окситоцина и вазопрессина, ничего не менялось, но когда они водили им в мозг сами молекулы рецепторов, их поведение становилось всё более похожим на влюблённых луговых полёвок. То есть, по сути, вечную проблему измен, угасания чувств, недостатка любви в будущем может решить генная инженерия.
Ну, хорошо, тогда что можно сказать о чувстве безудержной эйфории, безмятежного спокойствия, постоянного волнения, возникающем, когда мы влюбляемся? Ученые нашли ответ и на это. При введении в мозг горным полевкам рецепторов, особи женского пола никак не реагировали на вазопрессин, а особи мужского – на окситоцин. Оказывается, это связано с работой амигдалы – участка мозга, который отвечает за чувство тревожности. Окситоцин воздействует на одну её часть, которая подавляет чувство тревоги, а вазопрессин на иную, повышающую его. Этим ученые даже сделали попытку объяснить, почему женщины и мужчины по-разному переживают влюблённость и расставание.
Также окситоцин и вазопрессин увеличивают выброс дофамина и серотонина, которые, как раз, таки отвечают за наш центр удовольствий и депрессивные состояния.
Даже неописуемое чувство бабочек в животе уже давно было объяснено наличием в организме так называемой кишечно-мозговой оси (КМО) – нейронной линии, осуществляющей двустороннюю связь между мозгом и пищеварительным трактом при различных сигналах.
Видите? На самом деле, все доказательства того, что любовь это только химический процесс уже есть, но не обесценит ли данное прекрасное чувство такое отношение к нему? Это решать вам.