В свое время Арнольд Обмолвился, что достиг бы еще больших успехов в деле накачки мышц, будь он так же одарен, как Лу Фериньо. Трудно судить, был ли это подкол со стороны Терминатора, или он и впрямь отдавал должное своему сопернику. Да, Большой Луи, в отличие от Шварца, ни разу не взял «Олимпию», но до сих пор считается одним из величайших культуристов, причем, не только своего времени.
А начало карьеры у Лу было похожим на многих других. Он родился 9 ноября 1951 года в бедном квартале Бруклин в Нью-Йорке. Выходец из семьи итальянских эмигрантов, Лу рос болезненным и хилым. Его застенчивость и отстраненность от других детей усугубляла глухота — из-за перенесенной в раннем детстве инфекции он потерял слух на 85 % и плохо слышал. Из-за этого его часто называли тупым. Отец Лу Матти, лейтенант полиции, был человеком суровым и жестким и считал сына неполноценным. «Он никогда не станет нормальным человеком», — как-то заявил он жене. Лу стеснялся своей глухоты, забивался в классе на заднюю пару, что лишь усугубляло его проблемы, так ему было трудно читать по губам учителей. Наверняка Лу доставалось на орехи от ребят, и в какой-то момент он решил стать большим и сильным. Интернета в ту пору, а речь идет о середине 60-х, не было, и вся информация черпалась из журналов с комиксами, а потом — качковских изданий. «Как-то раз я увидел на прилавке магазина журнал, а в нем фото атлета по имени Дэйв Дрэйпер, — вспоминает Лу. — До этого я считал самым мускулистым исполнителя роли Тарзана Джонни Вайсмюллера, но этот парень был намного больше и рельефнее. Поскольку у меня не было денег, я кинулся домой и притащил журналы с комиксами, на которые обменял этот. Я изучил его до мельчайших подробностей». Именно в этом журнале Фериньо увидел фото Стива Ривза, а затем и фильм про Геракла с его участием, и захотел стать похожим на своего кумира.
Матти был таким же высоченным как Лу 195-сантиметровым мужчиной, но при этом мускулистым и сильным. У него были штанга и гантели, которыми Лу и начал пользоваться. Как-то раз он решил дать понять отцу, что кое-чего добился и поднял на бицепс штангу весом в 45 кг 8 раз. Матти похвалил Лу, а затем легко сделал 17 повторов с тем же весом и, как у него это было принято, отпустил очередную издевку в адрес сына. Так закалялась сталь, то есть характер Лу. И бодибилдинг играл тут едва ли не главную роль. А после того как Фериньо посетил конкурс «Мистер Олимпия» 1966 года и увидел триумф Ларри Скотта, тяга к «железу» и вовсе переросла во всепоглощающую страсть, которая обрела исполинские размеры после лицезрения молодого Арнольда Шварценеггера. Это случилось в 1969 году в Бруклинской Академии Музыки, когда Арнольд сперва выиграл титул «Мистер Вселенная», а затем проиграл Серджио Оливе в споре за звание «Мистер Олимпия». «Я и представить себе не мог, что спустя каких-то пять лет буду биться с Арнольдом за этот титул! — вспоминает Фериньо. — Это невероятно, но тогда мне удалось пробиться к нему и даже пообщаться!»
Лу окреп и возмужал настолько, что начал принимать участие в соревнованиях. Первый блин вышел комом. На юниорском конкурсе «Мистер Нью-Джерси» он занял 23 место! Следующий старт на конкурсе «Мистер Америка» среди юниоров выдался куда удачнее: четвертое место. «Вторым тогда стал Майк Ментцер, который загреб себе все призы за лучшие части тела», — вспоминает Лу. А затем пришло время побеждать. Особенно успешным выдался 1973 год, когда Фериньо завоевал титулы «Мистер Америка» и «Мистер Интернэйшнл». А на престижнейшем конкурсе «Мистер Вселенная» он умудрился победить дважды подряд! Лу уже был не долговязым нескладным подростком, а великолепно сложенным мужчиной весом в 124 кило — самый большой культурист в мире! Правда, на «Олимпии» 1974 года случилась осечка: Фериньо уступил находящемуся в пике формы Арнольду Шварценеггеру.
Ну а то, что было дальше, мы все хорошо знаем по бессмертному фильму «Качая железо». Справедливости ради надо заметить, что мы видим в этой ленте лишь то, что нам хотели показать авторы фильма: большой застенчивый парень из далеко не фешенебельного Бруклина бросает вызов респектабельному обитателю Калифорнии Арнольду и терпит неудачу. На конкурсе «Мистер Олимпия» в ЮАР он становится лишь третьим. На самом деле «Качая железо» — не совсем документальный фильм. В нем есть придуманная авторами сюжетная линия, которая, мягко говоря, не вполне соответствовала действительности. На самом деле как такового противостояния Арнольда и Лу не было. Матти не тренировал сына. Напротив, по воспоминаниям Фериньо, именно в этот момент его конфликт с отцом зашел так далеко, что он толком не мог сосредоточиться на подготовке к турниру. Матти рассматривал фильм как возможность раскрутки и продвижения не сына, а себя любимого как будущей кинозвезды. Но вышло так, что звездой стал Лу. А фильм «Качая Железо» ему припоминают до сих пор, благодаря легендарной фразе Лу, попавшей в кадр: «Я просто хочу съесть свой торт!» Дело в том, что «Олимпия» закончилась как раз накануне его дня рождения, и фильм венчала праздничная вечеринка.
Шварценеггер ушел из большого бодибилдинга. И, казалось, что теперь-то уж никто не в силах помешать Фериньо стать королем культуристов. Еще в 1972 году Лу познакомился с Джо Вейдером. Джо отличался тем, что ему удавалось распознавать истинный потенциал атлетов, на которых он делал ставку. Так случилось и с Фериньо. Тогда, в 1972-м Бейдер сказал Лу буквально следующее: «У нас есть такие звезды как Арнольд, Фрэнк Зейн и Франко Коломбо. Ты станешь четвертой звездой». По признанию самого Лу, Вейдер стал ему вторым отцом, дал то, чего не смог или не захотел дать Матти. «Если бы не Джо, я бы не стал тем, кем мне удалось стать», — спустя годы вспоминал он. Правда, при этом заключить с Фериньо контракт Вейдер соизволил лишь в 1976 году. По условиям контакта Лу Вейдер оплачивал проживание Лу в Калифорнии, аренду автомобиля и энную сумму деньгами. Об их отношениях Лу вспоминал так: «Джо стал для меня отцом, которого на самом деле у меня никогда не было. Он позволял мне совершать ошибки. А когда я не прислушивался к его советам, он не мстил мне и не осуждал. Он позволял мне учиться на своих ошибках. Если бы не Джо, я бы не стал тем, кем я стал сегодня».
Несмотря на поддержку Вейдера, выиграть «Олимпию» Фериньо было не суждено. «Я страстно желал побить Арнольда, — признавался Лу, — но Арнольд перестал выступать, и мне тоже стало не интересно». А еще вмешался случай в лице... все того же Арнольда Шварценеггера! Продюсеры сериала Incredible Hulk хотели снять в этой роли самого большого культуриста. Конечно же, они обратились к Арнольду. Но Арнольд не захотел играть Халка и предложил продюсерам обратить внимание на Фериньо. «Это самый громадный бодибилдер», — сказал он им. Вот так Большой Лу попал на большой экран. Сериал про Халка оказался весьма успешным, он шел на экранах пять сезонов, в течение которых было снято 86 серий. Затем последовали другие роли. В 1983 году он исполнил роль Геркулеса в одноименном фильме. А еще он сыграл Синбада в картине «Синдбад за семью морями». Также в его активе семь сезонов ситкома King of the Queens, в котором он сыграл самого себя. Лу убежден, что благодаря этим его ролям бодибилдинг стал по-настоящему популярен.
В 1992 году Фериньо выступил на конкурсе «Мистер Олимпия» в столице Финляндии Хельсинки после 17-летнего перерыва! Мир не знал прежде ничего подобного! Вся бодибилдерская общественность, заинтригованная прогнозами качковских таблоидов, затаив дыхание, ожидала появления Большого Лу на сцене. Порой казалось, что даже новоиспеченный «Мистер Олимпия» Дориан Яте, который должен был отстаивать титул, не вызывал такого интереса, не говоря уже про прочих участников, среди которых были, на минуточку, Шон Рэй, Ли Лабрада, Кевин Леврон... И когда громадный Луи расправил свои широченные плечи, стоя, по иронии судьбы, как раз рядом с Ятсом, вдруг оказалось, что могучий британец вовсе не кажется гигантом на фоне 130-килограммового Фериньо. Лу и впрямь славно потрудился: он подкачал плечи и бедра, подтянув их до стандартов 90-х годов, а главное — сделал себе неимоверные икры, похожие на пушечные ядра. До сих пор не стихают споры о том, мускулы это или чудо пластической хирургии. Выдав произвольную программу под героическую музыку из фильма «Рокки», Лу не ударил в грязь лицом и не испортил обедни. Но чуда не произошло. За 17 лет бодибилдинг изменился, и пропорции тела Фериньо, увы, все же не соответствовали чемпионским. Он стал лишь 12-м. Правда, участников было вдвое больше, и многие сильные атлеты остались позади. Скажем, будущий «Мистер Олимпия» Ронни Колеман не попал в число 15 сильнейших.
И, тем не менее, для Лу это был провал. «Все усилия были напрасны... вся эта ложная бравада... я навсегда останусь неудачником», — думал он. Но в тоже время он говорил себе: «Я бился с лучшими атлетами, которые намного моложе меня после 17-летнего перерыва. Публика любит меня». И он решил попытать счастья еще раз.
На конкурсе «Мистер Олимпия»-93 Фериньо в очередной раз произвел фурор и поставил еще один рекорд: он вышел на сцену с рекордным для участников этого турнира весом в 143 кило! При этом Лу вовсе не выглядел заплывшим — он был в отличной форме, а его мышцы груди, как всегда, были лучшими на сцене. Здесь с ним мог тягаться только Арнольд. Несмотря на фантастически сильный состав участников этой «Олимпии», Фериньо занял почетное 10 место, обойдя таких куда более юных знаменитостей как Милош Сарцев, Майк Матараццо и Рои Лав.
В чем причина фантастического прогресса 43-летнего атлета, который 17 лет не появлялся на сцене, а когда вышел, оказался на 20 кило тяжелее и при этом «суше», чем был в 25 лет? «В юности я ел мясо и пил воду — вот такая была у меня диета. Теперь я добавил углеводы и жиры, — объяснял Фериньо. — Стал сам себе готовить еду. А еще я начал делать много аэробики. Кроме того, неистово качал ноги, делая очень много приседаний и жимов ногами. А еще я изо всех сил налегал на спину, делая как базовые, так и изолирующие упражнения. Без мощной спины, стоя на одной сцене с такими ребятами как Шон Рэй, Флеке Уиллер или Дориан Яте, делать нечего. Кроме того, я каждый день занимался позированием. Минут по 30, пока не начинал обливаться потом. Мог тренироваться по три раза в день! Скажем, с утра я прорабатывал какую-то большую мышечную группу, днем — маленькую, а вечером делал аэробику. Я был как зомби. В таком режиме я не мог дождаться очередного приема пищи. А когда наступало время есть, я пожирал пищу со скоростью дикого койота!» Такой режим вряд ли был возможен, не будь у Фериньо под боком собственного зала. Он соорудил его в гараже. Это довольно просторное помещение площадью под 50 квадратных метров, буквально напичканное штангами гантелями и всевозможными тренажерами. Вот тут Лу и занимается сам, а еще время от времени тренирует всех желающих.
Последним турниром для Фериньо стала ветеранская «Олимпия» 1994 года. Поговаривают, что Вейдер учредил его специально для того, чтобы Лу наконец-то обзавелся этим титулом. А еще говорят, что Лу выставил на сцене неимоверные 147 кило! Но не срослось: в последний момент победу из-под носа Большого Лу увел Робби Робинсон, хотя Фериньо до сих пор убежден, что был лучше.
Я впервые увидел Фериньо в 2007 году на турнире «Мистер Олимпия» в Лас-Вегасе. Большой Лу возвышался посреди своего стенда, предлагая посетителям гантели собственного изобретения и, конечно же, фотографии. Я обратил внимание на то, что если у всех остальных фото стоили 10 долларов, то у Фериньо — 20. Как объяснил Лу, продажа фотографий в США — обычное дело, и у него еще божеские цены. Конозвезда как-никак. Вэл Килмер, к примеру, толкает свои фотки по 100 баксов. «Продажа фото — это мой бизнес, — сказал он, — деньги, на которые я живу. Со мной многие хотят сфотографироваться. Я это делаю при условии, что у меня купят фото. Если я стану сниматься со всеми подряд задарма, никто, ясное дело, мои фото не купит. Хотя, бывая в больницах и приютах, я раздаю тоннами свои фотографии совершенно бесплатно». Фериньо иногда считают грубоватым в общении. Сам Лу комментирует это так: «Люди, пытаясь общаться со мной, забывают, что я глухой. И когда на шумной выставке они хотят мне что-то сказать, то тянутся к моему уху. А на самом деле нужно отойти в сторону, чтобы я мог читать по губам. А так я их не понимаю, и, наверное, поэтому кажусь грубоватым».
Нынче 69-летний Лу мирно живет в собственном доме в Санта-Монике в Калифорнии, купленный в 1979 году. Он — счастливый муж и отец. В 1980-м году он женился на Карле Грин, которая подарила ему троих детей: дочь Шанну и сыновей Лу-младшего и Брента. Лу больше не стесняется своей глухоты, не грезит лаврами чемпиона. Он просто наслаждается жизнью. И ему уже ничего не надо никому доказывать.