- Вы являетесь режиссером Академического театра имени П.А.Ойунского Республики Саха(Якутия), а также художественным руководителем и основателем Театра Олонхо. Этот театр – безусловно, огромный вклад в сохранение исторического и культурного наследия. Но что значит Театр Олонхо именно для Вас?
-Театр Олонхо – это азиатский театр. Это классический театр народа Саха. Классических театров в мире не так уж много: китайский, японский, индийский, был монгольский театр, но сейчас его уже нет. То есть это классический театр, который выражает всю эстетику, мировоззрение, философию и культурные отличия от всех других культур мира.В Театре много говорят на якутском языке, включая представителей разных народов. И, естественно, он основан на эпосе. А эпос - это самое глубинное, подлинное, еще не замутненное глобализацией, явлениями другой культуры, артефакт народа. Потом этот Театр – это, скорее, оперный театр, это пение. Все диалоги поются, все монологи поются. Это не совсем горловое пение, не Тувинское, не Хакасское, Алтайское, а это своеобразные форшлаги, мелодия, которая сочиняется, происходит на ходу. Многие театры мира стремятся к импровизации. Представляете, музыка на ходу сочиняется? Завтра он по-другому будет петь, в этом его уникальность.
-А как вам вообще пришла в голову идея создания такого театра?
- Тоже очень хороший вопрос. Мне в голову пришло, так скажем, название этого театра, Театра Олонхо. А на самом деле, он из глубины истории идёт якутского народа. Сам эпос очень театральный, очень поющий, диалогичный, там около сорока разных персонажей – это уже готовый театр. Первый спектакль Саха Театра был по эпосу Олонхо, назывался «Бэрт киһи БэриэтБэргэн» («Удалой молодец Бэриэт Бэргэн»). Многие наши деятели к этому стремились. Мой дядя был первым композитором нашего народа Республики, он создал оперу на основе Олонхо. И когда он написал первое музыкальное произведение, предчувствовал этот Театр Олонхо. Но пришли другие аранжировщики и превратили в такую европейскую оперу. Поэтому идея эта издалека идёт. Моя лепта только в том, что я назвал его театром Олонхо.
-Что бы вы могли посоветовать людям, чтобы сохранить уникальность своего народа, не потерять традиции в этом быстром современном течении жизни?
-В вашем вопросе есть уже ответ. Я думаю, что сейчас так пронзительно обострилась утрата культур, особенно немногочисленных народов, а это утрата для всего человечества. Например, африканцы, живущие где-то там, те же американцы или англичане, им в голову не придёт, что есть какая-то культура юкагиров, эвенов, якутов. Если уйдет культура одного из народов, для них это ничем не аукнется, на первый взгляд. Но есть такое явление как эффект бабочки, когда бабочка крылом махнула, оно подняло маленький ветерок, а затем поднялся большой ветер, буря, а потом - катастрофа. Возможно, катастрофа в духовной сфере, в культуре куда страшнее, чем катастрофы в природной сфере, потому что человек тогда уже перестает быть человеком.
-И как же с этим бороться человечеству, чтобы не потерять связь со своими предками, со своей культурой?
-Есть такая гениальная фраза китайского философа Лао Цзы : «В незнании незыблемого - зло бессмысленного становления». То есть, когда ты не знаешь и не культивируешь незыблемые законы мироздания культуры, человечества, отношений, незыблемые законы природы, тогда все становление общества, человечества становится злом, бессмысленным становится. Поэтому надо знать незыблемые законы. Театр для этого нужен: незыблемые законы нравственности, природы, общества, человека, культуры. Это я называю «сознанию роковому вопреки». Поэтому деятели культуры, как Александр Матросов, лежат на амбразуре с тем, чтобы пропускать через себя эти пули. Хотя бы на время мы можем задержать этот процесс деградации. Эстетику распада хоть как-то можем остановить.
В этом и состоит предназначение театра, по мнению Андрея Борисова, основателя театра Олонхо, Народного Артиста РФ, художественного руководителя Академического театра Саха.
Есть над чем подумать всем нам.
Интервью для фестивальной газеты «Науруз», г.Казань, 2021г.
Интервьюер - Мухачева Алеся, то есть я✨
Источники изображений: ТАСС, ЯСИА, Якутия.инфо