Что же случилось с Афганистаном? Почему его государственность потерпела крах?
Афганистан с полным правом можно назвать осколком иранской и индийской идей. Осознание своей самобытности пуштунами начало происходить во время распада империи Великих Моголов (современная территория Индии) и распада империи Надир-Шаха после его смерти (Иран) в XVII, XVIII веках. Именно в этот момент и начинается становление будущего Афганистана, состоящего на тот момент времени из разрозненных племен, которые объединяли усилия только для борьбы с внешним врагом и враждовали при его исчезновении. В этом состоянии будущий Афганистан был втянут в «Большую Игру», развернувшуюся между Российской и Британской империями в XIX - начале XX века. Россия полной грудью вдыхала воздух ослабленных земель Центральной и Южной Азии, Британия пыталась сохранить свое господство в Индии.
Афганистану в прямом и в переносном смыслах не повезло оказался у них на пути.
Британская Империя
Афганистан рассматривался Британией в качестве санитарного кордона, естественным образом ограничивающего усиление России в регионе и устраняющего угрозу для Британской Индии. Две Англо-Афганские войны завершились победой Британии. Результат третьей войны можно назвать поражением, нанесенным афганским народом в партизанской войне.
Именно в этот момент в Афганистане сложилась тактика ведения партизанской войны против внешних сил. Войска государств, значительно опережающих Афганистан в развитии, легко входили и занимали основные населенные пункты после чего терпели крах в войне на истощение. Война заканчивалась как только затраты на ее проведение становились выше выгод, получаемых захватчиком от контроля территории.
Признав патовость сложившейся ситуации, Россия и Британия разошлись по принципу: «да не доставайся же ты никому», собрали в кучу все Афганские ханства, существовавшие на тот момент и в 1919 году повесили на новое государственное образование табличку - «Афганистан».
Независимый Афганистан
Всегда ли Афганистан был таким, каким мы его знаем на протяжении последних без малого 30 лет?
Пробежавшись глазами по старым фотографиям попадаешь как будто в оазис. На них предстает стремящееся жить молодое динамичное светское государство. Афганистан напоминал СССР того времени: очень много фотографий школ и институтов, где в тесноте за наспех сколоченными из грубых досок партами учатся жаждущие знаний мальчишки и девчонки. Глядя вперед из той эпохи невозможно поверить, что Афганистан может в недалеком будущем превратится в «сломленное» государство. Не поддается объяснению, как люди, жившие в то время, могут существовать в Афганистане сегодня.
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»
Л. Н. Толстой
Эта цитата в современной геополитике звучит ровно наоборот. Афганистан пошел по всем известному порочному пути и угодил туда, где оказывались все, кто по нему шел.
Новейшая история Афганистана очень похожа на историю многих несостоявшихся государств. Этот путь до конца чуть позже прошли: Ирак, Ливия и Украина. Сейчас из колеи всеми силами пытается выбраться Сирия. Белоруссия встряхнула головой, сбросив дурман и аккуратно перекладывает штурвал в сторону укрепления суверенитета.
Давайте же попробуем научиться на чужих ошибках: разберемся и поймем причины произошедшего, сделаем правильные выводы для себя и пойдем дальше:
I. Баланс интересов: «многовекторная» политика
Окончание Второй Мировой Войны ознаменовалось периодом быстрых светских преобразований стран Южной Азии. В их основу легла модель Турецкой Республики, примененная ранее Мустафой Кемалем, который невероятными усилиями вытащил обломок Османской империи из смертельных объятий "Цивилизованного Мира". Проводимым изменениям сопротивлялась религиозная часть общества.
Проведение демократических преобразований и реакция на них определяет новейшую историю Южной Азии по сей день.
1. Муххамед Захир-Шах или «золотой век» Афганистана
Правление Захир-Шаха можно сравнить с тем, что сделал Мустафа Кемаль Ататюрк для Турецкой Республики, проводимая им политика характеризовалась форсированным выводом Афганистана из полуфеодального состояния и характеризовалась:
- Устремлением Афганистана в сторону светского общества.
- Повышением доступности образования.
- Ограничением роли монархии.
- Стремлением к расширению прав женщин.
- Новым курсом на модернизацию и индустриализацию Афганистана.
Две сверхдержавы: СССР и США соревновались друг с другом за влияние в Южной Азии. Афганистан стал ареной этого соревнования. СССР предлагал программы по индустриализации государства, США планировали оказать всестороннюю экономическую поддержку. Проводником политики США в Афганистане было исламское духовенство, Советский Союз - опирался на Народно-Демократическую Партию Афганистана, одновременно с этим США сохраняли определенное влияние на радикальны религиозные группы в Афганистане и Пакистане.
Стремительность перемен, проводимых Захир-Шахом, оказалась неприемлемой для большей части консервативного афганского общества. С нарастанием левых (в некоторой степени социалистических) идей все более заметными стали реакционные выступления духовенства, требующего остановить реформы. Пик выступлений пришелся на май 1970 года, что привело к приостановке реформ.
В 1973 году произошел первый государственный переворот, Захир-Шах был свергнут при помощи армии своим двоюродным братом Мухаммедом Даудом после чего смог вернуться в Афганистан только в 2002 году.
2. Мухаммед Дауд - Ускорение реформ
Правление Мухаммеда Дауда характеризуется ускорением реформ, достигнутым за счет абсолютизации роли государства:
- Распущен парламент.
- Власть сосредоточена в руках главы государства и единственной политической партии.
- Существенно укрепилась роль армии.
Даудом была предпринята попытка ускорения реформ, призванных повысить уровень жизни в Афганистане. Недовольство со стороны религиозных консерваторов гасилось репрессивным путем.
Здесь нужно заметить, что в феврале 1979 года в соседнем Иране успехом завершилась Исламская революция, приведшая к отстранению шаха Ирана Мохаммеда Резы Пехлеви и созданию Исламской Республики. Роль религии в управлении государством стала практически абсолютной. Аналогичная ситуация просматривалась и применительно к Афганистану, что объясняет решительные действия Дауда в борьбе с консервативной исламской оппозицией.
Ужесточение политики по отношению к оппозиционным партиям спровоцировало второй государственный переворот (апрельскую революцию), осуществленный Народно-Демократической Партией Афганистана. Дауд был убит. К власти пришли коммунисты.
По некоторым источникам революция в Афганистане оказалась нежеланной и, в некоторой мере неожиданной для СССР. В результате внутрипартийной борьбы первый генеральный секретарь Нур Мухаммед Тараки был смещен и убит. Власть захватил председатель революционного совета Хафизулла Амин. В СССР возникли резонные опасения по поводу смены вектора развития Афганистана на проамериканский.
II. СССР
Отряды моджахедов, связанные с США и подготовленные на территории Пакистана, ждали своего часа и, вероятно, были готовы к входу в Афганистан после падения правительства Дауда для недопущения укрепления НДПА. Единственным решением, позволявшим сохранить еще не окрепший просоветский режим Афганистана в такой ситуации был ввод советских вооруженных сил. Предполагалось, что вооруженные силы СССР должны будут взять на себя задачи охраны внутри Афганистана, а высвободившиеся афганские части при необходимости должны будут дать отпор моджахедам. Вывод войск предполагался сразу после того, как ситуация внутри Афганистана стабилизируется. К сожалению этого не произошло, и вооруженные силы Советского Союза оказался непосредственно втянут в войну с моджахедами.
Быстрый захват городов Афганистана перерос в хроническую партизанскую войну: горный ландшафт, поддержка со стороны населения, действия США и Пакистан способствовали этому.
Перестройка 1985-1991 годов, привела к снижению интереса к Афганистану. 15 февраля 1989 года официально был завершен вывод советских войск. В апреле 1992 года просоветское правительство Наджибуллы пало под ударами отрядов Ахмад Шаха Массуда и Рашида Дустума.
К этому моменту, благодаря помощи США и Пакистана, сложились все основные действующие силы Афганистана с которыми мы "имеем дело" и по сей день.
Умеренный религиозный режим Бурхануддина Раббани свергается вышедшим из под контроля радикальным религиозным режимом движения Талибан (признано террористическим и запрещено на территории РФ).
III. США
Серия террористических актов 11 сентября 2001 года, осуществленных против Соединенных Штатов Америки провоцирует и делает неизбежным вторжение США в Афганистан. О целях и задачах США в Афганистане мы говорили в предыдущей статье и не будем повторяться.
Говорить о новейшей истории Афганистана нужно в ключе изменений, происходивших во все Южной Азии. Первопричиной превращения Афганистана в "сломленное" государство является инертность (не способность к быстрым изменениям) афганского общества. Революционность (скорость) изменений оказалась неподъемной для народа Афганистана. Пружина социальной напряженности была туго сжата реформаторами и распрямилась, вылившись в исламскую революцию. Теперь она сильно растянута религиозными экстремистами и готова к сжатию.
Противостояние великих держав привело к краху государственности и возврату Афганистана в средние века.
Единственной возможностью построит стабильный и процветающий Афганистан является медленное возвращение социальной пружины в ее естественное состояние.
Выводы:
1. Провал попыток "цивилизации" Афганистана вызван тем, что интенсивность изменений не была согласована с готовностью афганского общества к переменам. Усилия, направленные на принудительную "цивилизацию", приводили ко все более жесткой реакции радикальных религиозных сил.
2. "Цивилизация" Афганистана с использованием внешних сил отторгается обществом. Единственный путь -это всесторонняя поддержка внутренних сил, популярных в обществе направленная на повышение уровня жизни населения Афганистана.
3. Нищета и низкий уровень образованности приводят к радикализации и расширению "кормовой базы" для радикальных религиозных группировок. Необходимо стимулировать создание источников дохода альтернативных войне и выращиванию наркотиков.
4. Афганистан является перекрестком интересов различных региональных (Пакистан, Иран, Индия) и глобальных (Россия, США, Китай) держав. Любые действия, которые могут вызвать ответную реакцию этих держав, могут быть с легкостью и различными путями заблокированы ими.
5. Реформы в Афганистане будут эффективны только при учете (а еще лучше при проведении их на основе) религиозного фактора внутри государства.
6. Политика, проводимая по отношению к Афганистану должна опираться на существующий культурный и религиозный фундамент общества. Попытки революционных изменений, как показывает история, обречены на неудачу.
Источники:
[1] - https://tj.sputniknews.ru/20210622/taliby-zahvat-torgovyy-uzel-granits-tajikistan-afganistan-1040374412.html
[2] - https://revu.nl/artikel/4924/het-leven-voor-de-taliban-zo-zag-afghansitan-er-eind-jaren-60-uit-2
[3] - https://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/journal/21/anglichanka-gadit-32.html
[4]-https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%84%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_(1979%E2%80%941989)