"Победы зачастую склоняют к самоуспокоенности и консерватизму, тогда как неудачи подталкивают полководца к пересмотру взглядов и развитию".
Шведский историк Петер Энглюндт. Произведение "Полтава".
За всю свою героическую историю Псков повидал немало осад. Ещё в XII столетии город противостоял натиску половцев, а столетие спустя не склонился перед мощью тевтонцев. И лишь подлое предательство позволило рыцарям проникнуть за ворота твердыни. В 1242 году Александр Невский освободил город, но сегодняшний рассказ не об этом. Он о том, как в первой половине XVII века у укреплённых стен Пскова появились грозные шведы.
От союза 1610 года, заключенного русскими и шведами против поляков, не осталось и следа. Уже в 1611 году скандинавы объявили бывшим союзникам войну и вступили на землю Новгорода. Два года спустя неприятель сжёг Тихвин, ещё год спустя захватил Гдов, а в 1615 году настал черёд Пскова.
Захватчиками руководил молодой монарх Густав II Адольф (1594-1632). 20-летний полководец пока не имел должного опыта в ведении осад, но у него был в распоряжении крупный штат талантливых военных советников и полководцев. Прославленный фельдмаршал Эверт Хорн (1585-1615) посоветовал Густаву взять крепость наскоком и это оказался последний совет в его жизни.
Защитники отбили внезапную атаку, но при этом сами не избежали крупных потерь. Осада началась 30 июля. В светлое время суток враг обрабатывал стены укрепления артиллерией, а ночью стойкие горожане успевали заделывать пробоины в стенах. Кроме того осаждённые умудрялись проводить смелые вылазки, в результате которых шведское войско не переставало редеть.
В сентябре радостные шведы встретили долгожданное подкрепление. Однако радость оказалась недолгой, так как русский воевода Иван Плещеев по прозвищу заяц привёл в помощь осаждённым своевременную подмогу из Москвы. Иноземцы не хотели дожидаться наступления суровой русской зимы, поэтому в октябре предприняли решительную попытку захвата укреплений.
Нападающие провели крупномасштабный артобстрел, а затем ринулись на приступ со всех сторон. Даже со стороны реки Великой к городской стене потянулись вереницы рек и плотов. В этот раз войску Густава II удалось взять под контроль фрагмент стены и одну из неприступных ранее башен. И опять радость неприятеля оказалась преждевременной. Неуступчивые русские тайно пробрались к башне и взорвали её вместе с осевшим там гарнизоном шведов.
"Семъсот ядер на град пусти, а протчим чугунным числа нет..."
Отрывок из русской летописи XVII века.
Терпение скандинавского военачальника подходило к концу. 11 октября 1615 года он решил бросить на штурм все имеющиеся силы, включая стратегический резерв. Но перед этим, как и всегда, в ход пошёл предварительный пушечный огонь. В самый разгар канонады одно из орудий завалилось набок. Огонь проник на пороховой склад шведов и рвануло так, что потемнел белый свет.
Когда дым немного развеялся, король Густав II с ужасом увидел, что в результате взрыва потерял около трети солдат и весь пороховой запас. Сложилась катастрофическая ситуация, при которой защитники Пскова уже могли напасть на позиции противника, так как силы уже были равны. Монарх понимал, что из-за недостатка пороха потерпит неудачу, поэтому в срочном порядке отступил к городу Нарва.
"Пошёл с великим стыдом, многих у него людей побили, а иные с нужи померли и побрели врознь..."Отрывок из русской летописи XVII века.
Да уж, чего только не бывает на войне! Но этот, в чём-то очень смешной случай не умаляет достоинства героических защитников Пскова. Инцидент был назван некоторыми историками "псковской конфузией", что полностью соответствует сути вопроса.
Не стесняйтесь подписываться на канал, и тогда Вы не пропустите новый материал. Спасибо за внимание и всего доброго.