Найти тему

Советские мотороллеры «Тула» и «Вятка», почему их мало кто уважал и сколько они стоят сегодня?

В советском союзе данный вид мототехники появился во второй половине 50х годов. В 1957 году появилось постановление совета министров СССР номер 825 о начале производства на двух оборонных предприятиях в Городе Тула и городе Вятские Поляны. 

А уже в 1958 году с конвейера сошли первые мотороллеры. В Туле это была Модель «Тула», а вятский завод выпустил Модель «Вятка».

Обе модели были скопированы с популярных европейских мотороллеров. Тула - это копия западногерманского Goggo-roller Ta200

здесь разница достаточно заметна
здесь разница достаточно заметна

А Вятка - это копия итальянской Vespa 150 GS.

а в данном случае разницы почти нет
а в данном случае разницы почти нет

В последующем оба завода наладили выпуск ещё нескольких моделей: у Тульского завода - это были «Тула 2» , «Турист» , «Турист М» и «Тулица».

Моторллер "Турист М"
Моторллер "Турист М"

Что касается вятского завода, то основными моделями были «Вятка» и «Электрон».

Мотороллер "Электрон"
Мотороллер "Электрон"

Но несмотря на большой объём производства и относительную доступность, эта техника не пользовалась уважением. И если в 60 - х начале 70 -х их ещё активно покупали, то уже во второй половине 70- спросом они почти перестали пользоваться. Ведь основной потребитель мототехники - это молодежь, что видно по популярности мотороллеров и мопедов в других странах. Так, можно вспомнить легендарную итальянскую Веспу или японскую хонду, которые до сих пор востребованы и популярны. Но наши «Тулы» и «Вятки» так и не стали легендарными. Молодёжь предпочитала мотоциклы, владеть Минском или Восходом было в разы престижнее, чем мотороллером. И уж тем более нельзя сравнивать мотороллеры и ИЖи и Явы.

Не пришлись мотороллеры по душе и взрослым потребителям - здесь они проигрывали тем же самым мотоциклам. А на селе конкурировать с Уралами или Днепрами с коляской было делом бесполезным.

Легендарный муравей
Легендарный муравей

Правды ради, нужно сказать, что легендарными и любимыми стали только трехколёсные мотороллеры типа «Муравей», которые до сих пор востребованы. Одно время и Тульский завод отправляли на экспорт много муравьев, до сих пор в Латинской Америке много таких бегает.

Муравей на службе полиции Аргентины
Муравей на службе полиции Аргентины

Так что главная проблема советских мотороллеров - они так и не нашли свою аудиторию.

И по сути производство мотороллеров загнулось ещё во времена СССР. Склады «Спортторга» были забиты нераспроданными мотороллерами уже к концу 70-х. А в 79 году завод в вятских полянах прекратил выпуск мотороллеров. Тульский завод перешёл на выпуск мотоциклов повышенной проходимости «Тула» и продолжал выпускать модификации «Муравья».

В 21 веке оба завода пытались начать производство современных мотороллеров, но те не могли конкурировать с захлестнувшими страну китайцами и японцами.

В наше время мотороллеры Тульского завода продаются на Avto.ru по цене от 10 тыс. рублей. Тоже самое и с вятскими «Электронами».

Мои знакомые из археологического парка "Аргамач" себе в музей недавно купили "Турист М" всего за 4,5 тыс на ходу и с родным пробегом 17 тыс. км. Естественно я снял на него обзор, и вот тут можно посмотреть:

А если интересна тема советских ретро автомобилей, то на канале уже можно почитать вот эти статьи:

Самый немецкий из советских автомобилей, его выбрал лично Сталин. Запчасти на него можно было выкопать из земли

Нашёл руководство по эксплуатации автомобиля ГАЗ М-20 «Победа» 1954 г. Почитал и обалдел от некоторых вещей

Самый массовый советский мотоцикл, у которого не было прозвища. Не любили?

«Ничего своего: СССР нагло воровало идеи автомобилей на западе!», пишут люди в интернете. Но так ли это на самом деле?

Самый красивый советский автомобиль, выпускался всего два года. Тогда он был дешевле запорожца, узнал, сколько стоит сейчас

Советский мопед, о котором до сих пор мечтает целое поколение. И стоит он нынче дороже мотоцикла