Найти тему
Журнал Фактов

Россия возрождает сверхзвуковую гражданскую авиацию, но стоит ли

Приветствую читателей канала!

XX век подарил человечеству множество технологических новшеств. Многое из этих созданных технологий служит нам по сей день и уже невозможно представить нашу жизнь без них. Чего нельзя сказать о сверхзвуковых самолетах. Так получилось, что в начале 21 века от данной технологии отказались. Но это только в сфере пассажирских перевозок. В военной сфере этот класс самолетов доминирует. Сюда относятся как боевые истребители, фронтовые бомбардировщики и сверхзвуковые стратегические бомбардировщики.

Советский сверхзвуковой самолёт Ту-144. Взято из Яндекс-картинок
Советский сверхзвуковой самолёт Ту-144. Взято из Яндекс-картинок

Свертыванию программ сверхзвуковых самолетов натолкнули людей множество причин, такие как, например, топливная эффективность данного вида авиации. По этой же причине повышалась стоимость билетов на перелет с точки "А" в точку "Б". Кроме того, были и случаи авиакатастроф, как с британо-французским "Конкордом", так и с советским Ту-144.

Но всё же, основная причина - это экономическая нецелесообразность использования сверхзвуковых самолетов. Ведь, полет на сверхзвуковом самолете не сказать, что сильно экономит время, ведь человеку в любом случае, придется добираться до аэропорта, а затем и из аэропорта после прилета в нужный город. Но цены на билеты по сравнению с дозвуковыми пассажирскими самолетами - выше на много и переплачивать нет смысла.

Кроме того, сверхзвуковые самолеты не вмещали большого количества пассажиров, сопоставимо с Airbus A320 neo. Это конечно же мало. Современные "Боинги" и "Аэрбасы" могут перевозить куда больше пассажиров и самое главное, намного дешевле. Тем более, современные пассажирские широкофюзеляжные лайнеры могут и через половину планеты перелететь без дозаправки. Смысл в сверхзвуковых лайнерах теряется в принципе.

И все же, есть информация, что на авиасалоне МАКС-2021 покажут модель российского сверхзвукового пассажирского самолета. Причем покажут впервые. Известно, что СГС имеет название "Стриж" и, по сути, имеет в себе совершенно новую концепцию сверхзвукового самолета. Это и новая компоновка фюзеляжа и, что немаловажно в данном сегменте авиации - снижение веса лайнера.

Внешний вид самолёта еще не ясен. Представлен концепт-арт сверхзвукового самолета. Взято из Яндекс-картинок
Внешний вид самолёта еще не ясен. Представлен концепт-арт сверхзвукового самолета. Взято из Яндекс-картинок

Все это даёт самолёту то, что не даёт развиваться сверхзвуковым пассажирским лайнерам - экономию топлива. Кроме того, есть у новейшего российского сверхзвукового лайнера ещё одно огромное преимущество - это низкий уровень звукового удара. Это тоже важная составляющая. Кто хоть немного знаком с тематикой авиации - понимают что такое звуковой удар и его последствия.

Конкретно непонятно на какой стадии находится создание этого самолета, но сама презентация модели - это позитивный сигнал в развитии российской авиационной промышленности, в целом. Это может быть, в том числе, серьёзным сигналом к тому, что Россия намерена возродить сверхзвуковую гражданскую авиацию.

Тут же всплывает закономерный вопрос: "А стоит ли это того"? Конечно, на этот вопрос ответить сложно. И всё же, учитывая огромные размеры России и всего постсоветского пространства, становится понятным, что если добиться значительной топливной эффективности у данного класса самолётов, то можно добиться снижения авиабилетов на перелет на самолётах данного класса.

От себя хотелось бы добавить, что если возможные задумки России в этой сфере точно будут реализованы в жизнь, то скажу тут без преувеличения, что нужно добиваться быстрого выхода российского сверхзвукового гражданского самолёта на международный уровень. Сверхзвуковые самолеты требуют огромные для себя расстояния.

Британо-французский сверхзвуковой самолёт "Конкорд". Взято из Яндекс-картинок
Британо-французский сверхзвуковой самолёт "Конкорд". Взято из Яндекс-картинок

Рейсы на более короткие расстояния от 2 до 5 тыс км для этого самолета будут просто нецелесообразными, так как скорость этого самолета может достигать от 2100-2500 км в час. Сами понимаете, что со сверхзвуковой скоростью самолет летит не все время своего полета. А тут, самолет не успеет подняться на верхний эшелон, как ему уже придется спускаться с него и идти на посадку.

Поэтому, сверхзвуковым пассажирским самолётам нужны большие расстояния для рейсов. Ну скажем: Москва - Владивосток, где расстояние по прямой больше 6 тыс км подходит для этого самолета. А Москва - Новосибирск - едва ли, так как расстояние тут по прямой меньше 3 тыс км. Самолет не успеет пролететь на сверхзвуке хотя бы полтора часа. Полет продлится меньше двух часов.

Тем не менее, благодаря большой скорости уменьшится больше, чем вдвое время на перелет между отдаленными городами России и столицей. Могут быть и прямые рейсы из Дальнего Востока на черноморское побережье Кавказа, что позволит исключить бессмысленные пересадки в Москве, что позволит разгрузить столичные аэропорты.

Взято из Яндекс-картинок
Взято из Яндекс-картинок

В общем, как говорится, поживем-увидим. Пожелаем удачи нашей стране в этом направлении. Есть шансы, что тут мы станем первыми в данном секторе и сумеем возродить сверхзвуковую гражданскую авиацию. Согласитесь, ведь не только союзный нам Китай - может создавать новые технологии, например, в том же железнодорожном секторе. О китайской разработке новейшего поезда поговорим в следующей статье.

А на сегодня всё. Спасибо, что прочитали до конца. Ждём вашего прочтения наших новых статей.

Если вам понравилась статья — поставьте лайк. Будем рады, если вы подпишетесь на наш канал в Дзен. Большое спасибо тем, кто прочитал статью, поставил лайк и подписался на канал. Но особое "спасибо", тем, кто поддерживает канал "деревянным" рублем.