Политехническому институту СевГУ передана рама молодежного родстера «Крым» в рамках соглашения о сотрудничестве с Конструкторским бюро молодежи «Национальный родстер», созданного на базе МГТУ им. Н.Э.Баумана. Студенты СевГУ в рамках этого проекта сформировали команду, которая собирает свой автомобиль, используя компоненты платформы Lada Kalina/Granta и собственные разработки Политехнического института. Работа над автомобилем ведется под руководством преподавателей и инженеров кафедры «Автомобильный транспорт» в рамках реализации концепции проектного обучения. Об этом рассказывает заведующий кафедрой Александр Ветрогон.
Отправным звеном в этой истории послужил Дмитрий Олегович Онищенко, профессор кафедры «Комбинированные двигатели и альтернативные энергоустановки» МГТУ им. Н.Э. Баумана, одновременно являвшийся руководителем команды «Формула студент» Бауманки. «Формула студент» — ежегодное студенческое соревнование, этапы которого проходят во многих странах Европы. Команды со всего мира проектируют, строят, тестируют и соревнуются на гоночных машинах, это некое сообщество студентов, они собирают гоночные автомобили, участвуют в международных конкурсах. В процессе работы над «Формулой» родилась идея сделать не гоночный автомобиль, а автомобиль для ежедневного пользования. Команда сошлась на том, что это должен быть двухместный родстер. Студенты преступили к его проектированию и изготовлению и назвали его Родстер «Крым».
В 2015 году бауманцы создали свой первый прототип и приехали в Крым. Мы собрали студентов, все им рассказали и показали. На следующем этапе москвичи продолжили совершенствовать свой прототип, создали автомобиль второго поколения, учтя недостатки первого.
И на нем приехали в СевГУ в прошлом году в сентябре. Сейчас они работают над третьим прототипом, в планах – организация мелкосерийного производства.
В настоящее время у них есть производственная база, где они собирают не только сам автомобиль, но и несущие системы. Некоторое количество этих систем – порядка двух десятков – бесплатно переданы вузам, с которыми подписали соглашение о сотрудничестве, тем самым они продвигают идею студенческого конструкторского сообщества - Межвузовскую студенческую корпорацию, деятельность которой будет заключаться в распределенном проектировании и производстве. Наш ВУЗ в сентябре вступил в эту корпорацию, подписав соглашение о сотрудничестве. В рамках этого соглашения нам обязались передать несущую систему.
Наш экземпляр мы получили в марте. Для выполнения работ по сборке мы привлекли к работе студентов четвертого (выпускного) курса. Для них выполнение этих работ послужило дипломной работой. Поскольку ребята уже достаточно давно организовали свой бизнес по специальности, то они были настроены решительно и оптимистично и сказали, что за две недели все соберут. Так как на момент поставки рамы документации у нас не было, мы ориентировались на слова авторов проекта, что на несущую конструкцию становятся все детали от Лады Калины, что немного не соответствовало действительности – большая часть узлов, использованных в конструкции от Лады Гранты, а часть деталей вообще имеет оригинальную конструкцию.
Поэтому, начав так же, как и многие другие вузы, с приобретения бывших в употреблении запчастей от Калины, мы столкнулись с тем, что ряд ключевых деталей не совпадает. Прежде всего это детали, которые позволяют поставить раму на колеса — стойки передней и задней подвески. С этой проблемой столкнулись не только мы, но и ряд других вузов. Тогда, воспользовавшись переданной нам конструкторской документацией, мы провели некоторую инженерную работу — разработали и изготовили оригинальные переходники, позволяющие устанавливать штатные детали. Часть работ по изготовлению мы выполняли в нашем Центре коллективного пользования. С пружинами тоже пришлось поколдовать, так как в родстере ход укороченный по сравнению со стандартной подвеской.
Решив вопрос с подвеской, мы решали ряд проблем с задними тормозами, потому что штатные не подходили, а также с рулевым управлением.
Кроме основных исполнителей, другие студенты кафедры активно подключались к выполнению работ. Они выполняли работы по зачистке деталей, покраске и сборке. В целом на сборку ходовой части ушло немногим больше двух месяцев. В результате это была не просто механическая сборка, а серьезная конструкторская работа, как преподавателей, так и студентов. В результате сейчас мы вышли на этап, когда ходовая часть собрана, стоит на колесах и ждёт решения по силовому агрегату.
В этом вопросе мы рассматриваем два варианта: вариант обычного двигателя и вариант электродвигателя. У меня по этому поводу есть своя позиция. Изначальная идея проекта в том, что, используя относительно недорогие машинокомплекты, студенты могли бы собрать свой автомобиль, где-то проявив творчество. Мне кажется, что важно проявить уважение и поддержать идею авторов проекта. Несмотря на наши изменения в конструкции, мы все равно старались придерживаться отечественной базы и не использовать иностранные запчасти. Это также вписывается в идеологию проекта, поэтому, мне кажется, на первом этапе есть смысл установить обычный двигатель внутреннего сгорания. Второй плюс в том, то что это можно сделать за разумные деньги, стоимость электропривода гораздо выше. Мне кажется, что первую все-таки нужно оснастить обычным двигателем, а на базе второй рассмотреть уже вариант электромобиля.
По словам директора Политехнического института Василия Головина, электромобиль – это, в том числе, и серьезные инженерные расчеты по установке другого силового агрегата.
«Эта несущая система рассчитана на установку двигателя внутреннего сгорания, и будет абсолютно правильно на первом этапе установить именно двигатель внутреннего сгорания. А после первой победы, когда мы покажем новым студентам, что сделали их предшественники, мы предложим им сделать следующий шаг. Рассчитать компоновку электромобиля с учетом всех особенностей. И тогда уже будем ориентироваться на следующую платформу. Это правильный подход», — объяснил Василий Головин.
Спасибо, что досмотрели материал до конца. Будем благодарны за ваши лайки и комментарии.
Подписывайся на наши ресурсы:
Официальный сайт: https://sevsu.ru
Официальные страницы в социальных сетях:
https://vk.com/sevsu
https://instagram.com/sevsu_live
https://www.t.me/sevsu_live
https://facebook.com/sevsu.ru
Любые вопросы абитуриентов по горячей линии +7 (8692) 222-911 (многоканальный)