Найти в Дзене
Истории в миниатюрах

Судьба детей лейб-медика русского императорского двора Евгения Сергеевича Боткина

Последним лейб-медиком императорской семьи был Евгений Сергеевич Боткин. Отец Евгения Сергеевича был лечащим врачом Александра II и Александра III. Боткин был назначен на эту должность в 1908 году, до этого успел добровольцем побывать на русско-японской войне в 1904-1905 гг., где занимал пост заведующего медицинской частью Российского общества Красного креста, был награжден за храбрость и мужество, проявленное на войне.

Николай II и Евгений Сергеевич Боткин
Николай II и Евгений Сергеевич Боткин

На пост лейб-медика его пригласила сама Александра Федоровна, наверное, потому , что узкой специализацией врача были болезни крови. Цесаревич Алексей как мы знаем, болел гемофилией.

У Евгения Сергеевича Боткина было четверо детей. Три сына - Юрий, Дмитрий, Глеб и красавица дочь Татьяна. Юрий Евгеньевич – старший сын служил капитаном 4-стрелкового полка, после революции оказался в эмиграции и закончил свой жизненный путь в Берлине в 1941 году. Дмитрий Боткин – хорунжий в лейб-гвардейском полку пал смертью храбрых в Первую мировую. Ему было всего 20 лет.

Боткин Евгений Сергеевич с семьей
Боткин Евгений Сергеевич с семьей

А вот судьба двух младших Глеба и Татьяны довольна интересна. В 1910 году Евгений Сергеевич Боткин разводится с матерью своих детей Ольгой Владимировной. Доктору приходилось по роду службы постоянно находится при царской семье, дома он почти не появлялся и может быть по этому его жена влюбилась в учителя старших детей, немца по происхождению и уехала с ним в Германию. Все дети добровольно остались с отцом.

Глеб и Татьяна Боткины
Глеб и Татьяна Боткины

Став отцом-одиночкой лейб-медик императорского двора всегда брал своих младших детей с собой. По долгу службы сопровождая царскую семью во всех поездках, с ним всегда были Глеб и Татьяна. Глебу было 10 лет, столько же и младшей из великих княжон Анастасии. Дети подружились и много времени проводили вместе, у Анастасии и Глеба было одно общее увлечение – рисование.

Великие княжны Мария и Анастасия с семейным доктором
Великие княжны Мария и Анастасия с семейным доктором

Глеб оказался способным художником и часто рисовал занятные картинки, для того чтобы порадовать цесаревича Алексея, особенно когда тот был болен. Татьяна и Анастасия вместе во время Первой мировой войны помогали в госпитале для раненых. Сестрами милосердия работали все дочери Николая II. Но остановимся на Анастасии. Дети Боткина прекрасно знали эту девушку на протяжении многих лет.

Во время ссылки царской семьи в Тобольск дети семейного доктора тоже оказались в Тобольске. Им пришлось поселиться неподалеку в купеческом доме. Евгений Сергеевич Боткин постоянно находился в доме где расквартировали семью царя, маленький Алексей нуждался в его попечении, он был его главным пациентом. Привязанность доктора и больного ребенка была взаимной. «Я люблю Вас всем своим маленьким сердцем»- писал на французском мальчик своему врачу.

Семью Николая II большевики отправляют из Тобольска в Екатеринбург, доктор едет с ними, оставляя своих детей в Тобольске. Большевики предлагали ему покинуть царскую семью, он отказался. «Я дал царю честное слово оставаться с ним. Для человека моего положения невозможно не сдержать такого слова. Я так же не могу оставить наследника. Как я могу совместить это со своей совестью».

-5

В июле 1918 года лейб-медик императорского двора Евгений Сергеевич Боткин, добровольно разделил печальную судьбу с семьей последнего русского императора.

Глеб и Татьяна узнали страшную новость в Тобольске. Дети доктора Боткина вместе с войсками белой армии Колчака оказались сначала во Владивостоке, а в последствии в Японии. В Японии их встретили очень хорошо и помогли. Имя отца доктора Боткина было хорошо известно японцам, он, работая в Красном кресте помог многим военнопленным. Оставаясь верным клятве Гиппократа, врач не делал различия между ранеными и оказывал помощь всем, кто в ней нуждался. Помогал вернуться на родину. В Японии очень уважали этого человека и постарались отблагодарить его через детей.

Вскоре Татьяна и Глеб оказались во Франции. Татьяна вышла замуж. Глеб проявил себя как талантливый карикатурист, продавал свои рисунки в журналы, которые охотно их печатали. Но вскоре произойдет событие изменившее жизнь Глеба и Татьяны.

Берлин. 1920 год , февраль. Полицейский спасает девушку, бросившуюся с моста в холодную воду. При незнакомке не было никаких документов, отвечать на вопросы она отказывалась и ее пришлось отправить в участок. Говорила девушка на немецком языке с восточном акцентом, вела себя очень странно и ее определили в психиатрическую больницу с диагнозом «психическое расстройство депрессивного характера» . В клинике молодая женщина назвалась именем Анна Андерсон. Соседкой по палате была Мария Постер, белошвейка, шившая когда-то платья фрейлинам русского императорского двора. Именно она обратила внимание на внешнее сходство Анны с детьми Николая II. Вскоре выйдя из больницы, она разнесет эту новость по всей округе.

Известие о трагической судьбе царской семьи уже дошло до Европы. Бессмысленная жестокость большевиков, именно бессмысленность порождала множество версий о спасении детей. Большевики признавались только в расстреле царя, про детей ни слова. В Европе проживало 12 представителей дома Романовых.

В газетах того времени была очень популярна тема о богатствах последнего русского царя, которые якобы хранятся в Европейских банках. И доступ к ним возможет только прямым наследникам.

Слухи быстро распространились и на пациентку психиатрической клинике стали приезжать посмотреть представители русского дворянства. Зинаида Толстая, подруга детства великих княжон признала в ней старшую- Татьяну. Но Анна Андерсон вскоре заговорила сама и объявила себя не Татьяной, а Анастасией. Молодая женщина рассказала чудесную историю своего спасения. В последствии таких Анастасий будет не один десяток, в Польше даже объявиться Алексей, но Анна Андерсон станет самой знаменитой и удачливой. И в этом ей помогут дети доктора Боткина Глеб и Татьяна.

Анна Андерсон, Великая княжна Анастасия
Анна Андерсон, Великая княжна Анастасия

Романовы Анастасию, не знающую и слова на русском языке, не признали, тут бы и сказочке конец, но в 1925 году Анна Андерсон знакомится с Глебом Боткиным, и он узнает в ней Анастасию. Анна долго пользовалась покровительством Татьяны и Глеба, жила в их доме. Глеб собирал доказательства. Пришлось уехать в Америку.

И вот в 1938 году начинается судебный процесс, в Берлине рассматривают иск гражданки США Анны Андерсон, предъявленный к семье Романовых на право распоряжаться всем имуществом царской семьи.

Процесс продлится без малого тридцать лет. Свидетелями на стороне Анны выступает Глеб Боткин. Два члена семьи Романовых Ксения Георгиевна – правнучка Николая I и великий князь Андрей Владимирович Романов. Анна поразила князя ответами на вопросы о жизни царской семьи во дворце, такие подробности мог знать только человек действительно часто бывавший и хорошо знавший порядки, привычки, ласковые имена всех домочадцев. Но может это Глеб Боткин научил девушку, ведь времени у него было достаточно.

-7

А то, что Анна искренне верила в то, что она Анастасия, просто внушаемая и не совсем здоровая психически женщина. Наверное, у детей доктора была и обида на всех Романовых, ведь они косвенно виноваты в том, что Глеб и Татьяна лишились отца. Суд не закончился ничем. Анна не была признана Анастасией и не было признана мошенницей. История так и повисла в воздухе. 60 лет до самой своей кончины эта женщина считала себя Анастасией и не только она сама. Глеб и Татьяна в итоге испортили отношения с семьей Романовых. А их отец русской православной церковью причислен к лику святых.