Найти тему
Хакнем Школа

Бытует мнение, что ничего-то Пётр I для России не сделал...

Оглавление

Вот жила себе страна тихо-мирно, и тут пришёл правитель, про которого Пушкин сказал: “Он одновременно Наполеон и Робеспьер”. Это я о Петре I.

Портрет Петра I
Портрет Петра I

Хотя бытует мнение, что ничего то он для страны не сделал.

Создал инфраструктуру, позволяющую России самостоятельно строить корабли? — Так и до этого в России строили корабли. Точнее всего один корабль. Зато ботик от него до сих пор стоит в Петропавловской крепости.

— Создал армию? — Но и до него в России была армия, правда били её все, кому не лень. Но ведь была же.

Реформировал систему управления государством? — Так и до него была какая-никакая. Больше, конечно, никакая, поскольку руководящие посты в ней, как и в армии, занимали в зависимости от принадлежности к той или иной семье (ну примерно как сейчас), а не от личных качеств. Но ведь была же.

Странным образом критики революции Петра действует по той же кальке, что и критики Октябрьской революции. Всё уже было, и всё развивалось. И ничего хорошего эти революции не принесли. Только помешали величественному и неуклонному движению страны к светлому будущему. Вообще, революция 1917 года и, особенно Октябрьская, является логическим продолжением революции Петра. Но об этом в другой раз.

— Но может быть было что-то, чего до Петра на Руси не было? — Да. На Руси не было ЦИФР. Ну и соответственно таких лженаук, как математика и геометрия.

Для описания количества использовались буквы алфавита с особым знаком “титлом” . Отдельная буква для пяти, отдельная для пятидесяти и отдельная для пятисот. Дробей не было.

Буквенное изображение цифр в кириллице
Буквенное изображение цифр в кириллице

Какие-либо сложные расчёты были невозможны, и, как следствие, на территории Руси имелось аж целых два трактата. Один по математике, другой по геометрии. Скорее всего переводы, да ещё и с ошибками, которые никогда не переписывались и никому не были интересы. Это к 1700 году, если что.

Решение задач военной логистики, кораблестроения, кораблевождения, артиллерии, военного и гражданского строительства были невозможны без использования математического инструментария и людей, им владеющих.

Эта задача решалась Петром введением “бусурманских” арабских цифр (десятичной системы). Уже в 1703 году издана, написанная гениальным самоучкой Леонтием Филипповичем Телятиным (Теляшиным), “Арифметика” с использованием исключительно арабских цифр. За свой труд этот крестьянский сын получает фамилию Магницкий и дворянство.

В этой книге на русском языке впервые вводятся такие термины как: множитель, делитель, произведение, дробь, знаменатель, извлечение корня, что косвенно говорит об уровне развития российской математики в допетровскую эпоху.

Школьная реформа при Петре I
Школьная реформа при Петре I

ЦИФИРНЫЕ ШКОЛЫ

Кроме навигационной, медицинской, артиллерийской и других школ, призванных готовить кадры как для флота и армии, так и для гражданской службы, была создана сеть бесплатных всесословных цифирных школ. Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии.

Обучение в цифирных школах было добровольно-принудительным для отдельных категорий. Так дети священников и купцов могли и не учиться, но тогда они не могли жениться (этакая евгеническая программа по сокращению поголовья дураков). Сын священника не мог стать священником, не окончив цифирную школу.

В 1721 году появляются архиерейские и гарнизонные школы. И на этом моменте хочется остановиться особенно.

Изображение из открытых источников информации
Изображение из открытых источников информации

АРХИЕРЕЙСКИЕ ШКОЛЫ

В архиерейских школах тоже должны были учить математике и геометрии. Правда, не совсем ясно как это могло согласовываться с позицией церкви “ богомерзостен перед Богом всякий, кто любит геометрию, а се душевные грехи учиться астрономии и еллинским книгам”.

Поскольку в правление Екатерины ll, учителя математики нашлись только а гарнизонных школах, в архиерейских — математики не было как явления. А ведь в Европе значительная часть математиков была священниками и монахами.

Собственно, та непримиримая позиция, которую РПЦ занимала в отношении естественных наук, не боясь конфронтации с существующей властью, наводит на мысль о существовании неких, изначально встроенных Византией в православие, механизмов, призванных ограничить техническое развитие соседей.

ГАРНИЗОННЫЕ ШКОЛЫ

А что гарнизонные школы? Там всё нормально. Они остались не просто бесплатными и доступными для всех детей, имеющих или имевших отношение к армии. Там ещё и деньги платили тем, кто хорошо учился. (В архиерейских школах бесплатно учили только детей духовенства). На ближайшие сто лет российские армия и флот стали хранителями и создателями знаний.

Ну а цифирные школы? Кроме детей духовенства, которым вера не позволяла отличать катет от гипотенузы, их покинули также дети купцов. Купечество обращалось с челобитными к царю, указывая: “ …Детей тех купецких людей повелено будет брать в те школы, то они от торговли и промыслов своих вовсе отстанут и обучиться уже впредь ТОРГОВОМУ ПРОМЫСЛУ станет невозможно”.

Видимо под “торговым промыслом” подразумевалось высокое искусство обмана своих ещё более невежественных соотечественников. При этом, как свидетельствует Юрий Крижанич (1663 год): “Купцы (русские) не учатся даже арифметике, и иноземцы во всякое время их беспощадно обманывают”.

Относительная неудача реформы Петра очень чётко отразилась именно в образовательной реформе. Вместо двух сословий — служилого и податного, с возможностью перехода из одного в другое, получилось три: служилое, податное и паразитирующее.

Именно рост аппетитов последнего и привёл страну примерно через двести лет к череде революций. Но это уже другая история .

Автор: #павел_аир , 57 лет, автоэлектрик-диагност, живу и работаю в Германии

Подпишитесь на хэштег автора #павел_аир и читайте новые статьи автора

Другие статьи автора:

-5

#хакнем_посты (рубрика для размещения постов подписчиков). Хотите опубликовать свой пост в «Хакнем Школа»? Напишите нам на почту: story@haknem.com