Найти в Дзене
НЭБ

Мятежный художник Крамской

Иван Крамской — один из выдающихся отечественных художников. Его картины представлены в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Эстонском художественном музее, Национальном художественном музее Республики Беларусь, а также в десятках других галереях и частных коллекциях.

Но мы могли и не узнать о выдающемся портретисте Крамском из-за того, что после окончания училища он работал писарем в Острогожской думе Воронежской губерний, затем трудился обычным ретушером фотографии. Но, как часто бывает в жизни, в дело вмешался случай.

Соседом Крамских был художник-самоучка Михаил Тулинов. Он первым и заметил юное дарование и научил Крамского рисовать акварелью. Несколько лет спустя все тот же Тулинов поможет освоить ему еще одну академическую дисциплину — рисование с гипса.

Никогда и ни от кого: ни от отца, ни от брата, ни от матери и ни от кого из благодетелей — я не получал ни копейки. Служил я за 2 рубля 50 копеек в месяц. Уехал из Острогожского к фотографу в Харьков — на заработанный рубль. Учился и всегда жил только на то, что мог заработать. Вот моя история.

Из автобиографии И.Н. Крамского.

В 1857 году 20-летний Крамской поступает в Санкт-Петербургскую Академию художеств, где становится лучшим учеником. Но сам он не был доволен обучением. Он считал, что учителя должны не только правильно учить рисовать, но и вдохновлять, как он представлял, огненными речами своих последователей. Он быстро понял, что профессора смотрят на искусство и на свою работу только как на источник доходов. О том, какую мысль должна выражать картина, что должна нести в свет, — об этом профессора не говорили. Совсем по-другому чувствовал свое призвание Иван Николаевич.

О, как я люблю живопись! Милая живопись! Я умру, если не постигну тебя хоть столько, сколько доступно моим способностям.

Из дневника И.Н. Крамского.

И еще один минус видел художник в своем образовании. Преподаватели, состоявшие в основном из иностранцев или же русских, получивших образование за границей, заставляли учеников рисовать картины не русской действительности, а из жизни древних греков или римлян.

Отчасти с этим связан и скандальный Бунт четырнадцати, когда лучшие выпускники, возглавляемые Крамским, отказались от участия в конкурсе на золотую медаль, проводившемся к 100-летию Академии художеств. Участникам предложили нарисовать картины на тему из скандинавской саги «Пир в Валгалле». Но они отказались и просили позволить каждому выбрать собственную тему.

Но их просьба не была удовлетворена, и они демонстративно проигнорировали конкурс, вследствие чего при выпуске из Академии им были вручены дипломы художников второй степени.

После выпуска из Академии молодым авторам хотелось творить, но денег на мастерские катастрофически не хватало. Тогда Крамской и товарищи создали Артель свободных художников. Они вместе арендовали здание, где у каждого была своя мастерская, и одно общее помещение – для встреч. Хозяйство вела супруга живописца — Софья Крамская. Очень быстро у художников стали появляться заказы, им даже удалось открыть свое фотоателье.

При этом Крамской успевал не только создавать картины, преподавать уроки рисования, но и занимался финансовыми вопросами – искал заказчиков, вел бухгалтерию.

В 1869 году уже успешный художник Крамской впервые выехал из России, чтобы познакомиться с работами западных мастеров. Он побывал в европейских городах, где посещал музеи и художественные выставки.

Следующее важное детище Крамского — Товарищество передвижных художественных выставок, которое он создал в 1870 году. Первая выставка передвижников прошла в 1871 году в Петербурге. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве и Харькове. На первой выставке особый успех имела картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. Затем в разные годы на выставке были представлены известные полотна Репина, Сурикова, Куинджи, Левитана и других.

Очень многие их этих картин мы сейчас можем видеть в Третьяковской галерее, так как постоянным покупателем картин передвижников был коллекционер и меценат Павел Третьяков. Он оказывал им большую материальную и моральную поддержку. Многие из полотен передвижников были нарисованы по заказу именно Третьякова. А с самим Крамским Третьякова связывала многолетняя дружба.

Иван Крамской очень любил свою семью, он часто писал друзьям, что именно его супруга Софья Николаевна является его главным критиком. Он писал про нее своим друзьям, не раз повторяя, что она во всех критических ситуациях приносит себя в жертву семье и ему.

Иван Крамской очень любил свою семью, он часто писал друзьям, что именно его супруга Софья Николаевна является его главным критиком. Он писал про нее своим друзьям, не раз повторяя, что она во всех неблагоприятных ситуациях приносит себя в жертву семье и ему.

Вот, что он пишет Ф.А. Васильеву 6 декабря 1871 года:

Случился перерыв, выпил чаю, а там Софья Николаевна поет детям, укладывая: «По синим водам океана», «Пустынный и мрачный гранит» и «Молча в открытые люки чугунные пушки глядят». Словом уносит куда-то, мысли все спутались, и продолжать письмо нет никакой возможности. Голубчик мой, подождите… И как назло, затянула еще греческую, ту самую, которую вы принесли к нам.

До замужества Софья Николаевна долгое время была любовницей женатого художника Попова, который ее бросил, испортив ей репутацию. Но это не смутило Крамского, он на ней женился, и в браке у них родилось шестеро детей. Она вела все домашнее хозяйство, помогала мужу с проведением выставок, организовывала вечера-собрания художников, устраивала творческие вечера. Крамской часто рисовал членов своей большой семьи.

К сожалению, не все дети Крамских дожили до взрослого возраста. Маленькими умерли два сына – Марк и Иван. Эта трагедия сильно отразилась на слабом здоровье художника. Двое из шестерых детей выбрали творческие профессии – сын Николай и дочь Софья. Иван стал архитектором, а Софья – успешной художницей, но ее судьба сложилась печально. До революции она пользовалась большим успехом, принимала участие в различных художественных выставках, рисовала портреты императора и императрицы, их детей и родственников, была также известна как прекрасный иллюстратор, например оформляла издания к юбилею Пушкина. Но в 1930 году ее обвинили в контрреволюционной пропаганде и приговорили к ссылке в Сибирь. Из-за потрясения у нее случился инсульт, и ее парализовало. В связи с неизлечимой болезнью ее дело было пересмотрено, и в 1932 году она вернулась в Ленинград, где скончалась год спустя в полной безвестности.

Одним из самых успешных учеников Крамского был Илья Репин. Они часто встречались, рисовали портреты друг друга, обсуждали значение творчества и искусства в жизни человека. Вот, что он пишет Репину о содержании и истории своей картины «Христос перед народом»:

Я много потратил времени на рисунок, я лишился аппетита, когда нос оказывается не на своем месте или глаза сидят не достаточно глубоко: это было сущее несчастье! Но, наконец, я овладел материалом и достиг до известной степени согласия между внутренним огнем, который там клокочет, и рукою, работающей хладнокровно и спокойно, как будто нет никакой лихорадки…

Нам Крамской известен прежде всего как портретист, из-под его пера вышли хрестоматийные образы Толстого, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Репина, Шевченко, Менделеева, Куинджи и других. Его кисти принадлежит загадочная «Неизвестная», портрет Александра III и императрицы Марии Фёдоровны, часто на его картинах были изображены супруга и дети. Наиболее известны его полотна «Христос в пустыне», «Майская ночь», «Неутешное горе», «Лунная ночь».