Территория России большая, часть пролегает на территории с экстремальными природно-климатическими условиями. Работать в таком климате тяжело не только человеку, но и автомобильной технике. Для осуществления профессиональной деятельности в условиях Крайнего Севера требуются дополнительные навыки, а также соблюдение повышенной техники безопасности. Эти требования относятся к водителям транспортных средств, которые работают на Севере.
Климат здесь крайне суров и, в зимний период столбик термометра опускается до отметки минус 50-55 градусов по Цельсию. Для жителей Центральной России подобные морозы уже больше сравнимы с аномалией. Но в некоторых регионах, например, в Якутии, мороз в 50 градусов по Цельсию – явление обыденное. Ни одна серийная машина не рассчитана на эксплуатацию в таких условиях. Чтобы человек смог выдержать низкую температуру, одеваться необходимо по-особенному: лицо закрывать шарфом, носить термобелье, а вместо обычных ботинок обуваться в унты или валенки. То же самое касается и автомобиля. Его необходимо подготовить к эксплуатации в тяжелых условиях.
Как подготовить автомобиль к эксплуатации на Севере
Вообще исправный двигатель (как бензиновый, так и дизельный) должен заводиться при температуре минус 30 градусов по Цельсию. Если этого не происходит, то стоит задуматься о визите в автосервис. Если температура опустилась ниже 30 градусов, тогда с запуском двигателя неподготовленного автомобиля возникнут сложности. Густеют и замерзают технические жидкости – антифриз, моторное масло, тормозная жидкость. К тому же дубеют или рассыпаются резиновые детали – сайлентблоки, уплотнители, резинки и прочие резинотехнические уплотнители. Могут перестать исправно работать перемерзшие амортизаторы.
В лучшем случае машина просто не заведется в экстремальных условиях, в худшем – поедет и остановится где-нибудь на полпути. Если это происходит, то на морозе 50-55 градусов транспортное средство промерзает всего за несколько минут. Известны случаи, когда водители, ожидавшие помощь, по частям сжигали авто, чтобы хоть как-нибудь согреться. Начинали с покрышек, сидений и так далее. Чтобы этого не произошло, важно подготовить машину и постоянно следить за ее техническим состоянием.
Все резиновые детали авто должны быть качественными и исправными. Сюда относятся сальники, втулки подвески, ремни двигателя, резинки. Это качество деталей обязательно должно быть проверенным, а не просто оставаться красивым эпитетом. Ведь если поставить самые дешевые резинотехнические детали двигателя или коробки, они просто задубеют, развалятся на морозе, а это верный путь к тому, чтобы автомобиль остановился посреди пустой дороги. Резина должна быть специальная, лучший вариант – «арктическая». Конечно, далеко не каждый автомобилист в Якутии или другом регионе сможет позволить себе покупку такой резины. Зачастую обходятся зимней резиной от известных брендов. Однако лучше всего использовать камерные покрышки, так как даже самая лучшая бескамерная резина способна задубеть на морозе.
Технические жидкости
На Севере эксплуатируется преимущественно предназначенная для этого региона техника. Среди рядовых автомобилистов в почете, например, «Уазик» с рессорами и жестким мостом, нежели «Мерседес», в многорычажной задней подвески которого множество сайлентблоков, несколько пыльников ШРУСов. Причины на это понятны: отечественный автомобиль более пригоден для суровых условий. Но в любом транспортном средстве должны быть залиты свежие и «правильные» технические жидкости. Здесь стоит понимать, что технические жидкости – это не только топливо и моторное масло. Еще есть смазка в редукторе мостов, тормозная жидкость, антифриз. Стандартный антифриз для Крайнего Севера не подходит. Требуется жидкость с другой пропорцией воды и гликоля.
Особое внимание необходимо уделять технике с дизельным двигателем. Не помешает установка электрического обогрева топливного бака, чтобы дизельное топливо не замерзало, фильтра и магистралей. Необходимость такого решения обусловлена тем, что дизель с низкой температурой превращается в «мармелад». Пытаться завести двигатель, таская авто на буксире, – лишняя трата времени и сил. Разве что топливный насос выйдет из строя. На авто с дизелем во время движения часто происходит потеря тяги. Это верный сигнал замерзания солярки в трубках и топливном фильтре. Если подогрева нет, то лучше всего быстро отогреть солярку. Конечно, может быть и так, что возможности выполнить эту задачу попросту нет. Тогда желательно снизить скорость движения до минимума. Так хотя бы топливопроводы не будут обдуваться холодным воздухом.
Кузов
Для эксплуатации на Севере стоит максимально утеплить автомобиль. Моторный отсек снизу обтягивают брезентом, а сверху войлоком. Что касается аккумуляторной батареи, то к морозу лучше всего приспособлены AGM-аккумуляторы (гелевые). Не помешает дополнительное утепление и для батареи: на морозе она заметно утрачивает емкость и перестает принимать заряд. Редуктор заднего моста также затягивают войлоком, в придачу к нему обрабатывают и топливопроводы. Отдельное внимание отводится салону автомобиля. Здесь приходится все разбирать внутри, прокладывать по днищу войлок, дорабатывают «внутренности» дверей. На Севере часто встречаются машины с двойным остеклением.
Вторые стекла наклеивают снаружи поверх штатных, оставляют небольшой зазор между ними при помощи поролона. Конечно, перед поездкой необходимо прогреть двигатель и другие важные агрегаты. Автомобили здесь подвержены высоким нагрузкам, особенно подвеска. Ведь часто приходится преодолевать различные серьезные преграды на пути. Поэтому если авто из Севера отправляют в другие регионы, например, в центральную часть, их непременно обслуживают, меняют технические жидкости, обычно требуется еще переборка ходовой части. Одним словом, Крайний Север никого не щадит. Всегда нужно быть готовым к экстремальным ситуациям. Соответственно, транспортное средство должно быть тоже подготовлено соответствующим образом.