Найти тему
ВДЦ «Орлёнок»

Как разбудить в себе гения? Мастер-класс от сценариста «Эпидемии» Алексея Караулова

Наверняка среди наших читателей найдётся большое количество любителей сериалов. Признайтесь, хоть раз вам приходила в голову мысль написать свой сценарий? На первый взгляд, это может показаться чем-то нереальным - то, что создать нечто подобное могут только те, кому был дан дар свыше. Но этот стереотип полностью опровергает сценарист сериалов «Эпидемия», «Звоните ДиКаприо!», «Улица», «Гоголь» Алексей Караулов, который на днях стал гостем «Орлёнка» и провёл здесь мастер-класс. За время своей практики он выработал собственную методику, которая поможет заставить мозг за вас решать творческие задачи. О ней мы и расскажем в нашем материале. Итак, предлагаем вам вместе с нами прямо сейчас побывать (виртуально) на увлекательном занятии знаменитого сценариста.

Алексей Караулов с орлятами.
Алексей Караулов с орлятами.

Кто же такой гений?

- В обывательском понимании гений - это такой человек, который сидит у себя в мансарде, там что-то пишет, и ему в голову постоянно приходят идеи извне, - с этих слов начал свою лекцию Алексей Караулов. - Древние греки считали, что это отдельный дух, а люди могут только войти в состояние общения с высшим существом, в котором они получают божественный дар. То есть, сам по себе человек просто так не становится одарённым - ему нужно настроиться на эту особую волну. А это значит, что нужны определённые действия, которые приведут в состояние гениальности. И, как ни странно, сегодняшние исследования в области нейрофизиологии эту гипотезу подтверждают.

Долгое время Алексей изучал труды учёных по работе мозга творческого человека. Кстати, у самого сценариста нет специального высшего образования в области кинематографа, он 15 лет проработал в глянцевой журналистике. Лишь в США Алексей закончил двухнедельные курсы по сценарному мастерству. Поэтому достигнуть успеха на новом поприще ему удалось  благодаря самообразованию. Из прочитанной литературы он составил свою методику, которая помогает ему в работе. Вы тоже можете попробовать её применить. И она касается не только написания сценариев, но и других творческих задач. Например, если вы давно мечтаете написать книгу и не знаете с чего начать, то авторская система Алексея точно для вас.

Алексей Караулов проводит мастер-класс.
Алексей Караулов проводит мастер-класс.

ШАГ ПЕРВЫЙ. ПЕРЕЗАГРУЗКА

Думаю, что многим знакомо ощущение, когда садишься за ноутбук, ставишь пальцы на клавиатуру, пытаешься выдавить хоть несколько предложений, а ничего не происходит. Алексей считает, что на первоначальном этапе бесполезно заставлять своё сознание работать,  а вот мозг необходимо наоборот загрузить.

- Сначала его нужно заставить работать привычными для него способами, а потом постепенно перехватывать контроль, - объясняет гость. - Сознание на этом этапе практически спит, мы можем подкидывать ему что-то только в виде списков задач. Например, если мне надо написать сценарий к полицейской драме, я просто захожу на КиноПоиск и ищу 10-15 сериалов в схожем жанре. И всё это начинаю смотреть. Между прочим, работа сценариста состоит в 80 процентах из просматривания чужих сериалов.

Кроме того, Алексей в это время создаёт и исторический фон - читает Википедию, новостную ленту - всё то, что может лечь в основу его будущего произведения.

- Всё это я стараюсь запихать в свой мозг в комфортном для меня режиме в течение одной или двух недель, - добавляет он. - Бесконечно смотрю и читаю, даже ничего не записываю. И в конце я задаю себе три вопроса: «В каком жанре будет мой сериал?», «Кто герой?», «Какая тема?». Мозг уже начинает работать в нужном направлении.

ШАГ ВТОРОЙ. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТРИГГЕР

Далее Алексей рекомендует из списка всего просмотренного или прочитанного выбрать то, что сильно потрясло и даже вызвало зависть. Вам захотелось сотворить что-то похожее.

- В этот момент с мозгом нужно разговаривать языком больших эмоциональных потрясений, - утверждает он. - По-человечески с ним говорить невозможно. Например, если вы скажете ему: «Мне нравится «Рик и Морти», давай писать сценарий к мультсериалу!» Так это не сработает. А если вы эмоционально прикрепитесь к «Рику и Морти», эти персонажи вам будут сниться по ночам, вы начнёте заказывать футболки с их изображением, посмотрите все фанатские разборы на YouTube (в общем, полностью погрузитесь в этот мир), то тут ваш перегруженный мозг поймёт: «Ага, он меня грузил, чтобы я сделал что-подобное».

По мнению сценариста, это как раз и есть та самая ловушка, на которую можно поймать наш мозг. Когда у нас появляется объект зависти, нам хочется сделать точно так же, может, и не в точь-в-точь, но хотя бы попытаться. На этой стадии Алексей советует начинать записывать вопросы, которые возникают к произведению, которым мы восхищаемся.

- Мне хочется понять, как это сделано, чем оно отличается от других сериалов, где происходит действие, кто протагонист, есть ли любовная линия, - поясняет он.

ШАГ ТРЕТИЙ. РАЗРЫВ ШАБЛОНА

Наш гость поведал нам ещё об одной ловушке нашего мозга. При выполнении любого действия он пытается сделать это привычным для него способом.

- Когда вы принимаетесь за какое-либо дело, у вас мысль бежит по одним и тем же нейронным связям, - говорит он. - И чтобы избежать клише, нужно разорвать шаблон.

Мозг в этой стадии, как считает сценарист, находится в состоянии эмоционального потрясения. Но он начинает подкидывать какие-то отдельные решения, правда, чёткой структуры нет, так как этот человеческий орган находится в состоянии хаоса. И чтобы сбить своё сознание с инерции и столкнуть свой мозг с чужой логикой, Алексей начинает переписывать пилот сериала, который его потряс. Таким способом он уже начинает мыслить совсем по-другому - происходит тот самый разрыв шаблона.

- На этом этапе главное - себя не критиковать, а записать хоть какой-то черновик, - советует он. - Вы пока просто пытаетесь перенаправить свои мысли в другое русло.

ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ. РАССЛАБЛЕНИЕ

Ну что ж, ваш мозг уже достаточно нагружен, пора дать ему и отдохнуть. После того как вы сломали его логику, сценарист рекомендует отложить всё и отправиться на пробежку, или помедитировать, или хорошенько выспаться.

- Сам я после написания черновика сплю по 10-15 часов, - рассказывает он. - Нет, это не потакание своим низменным инстинктам. Да, сознание вы отключаете, а вот мозг, находясь в тишине, проделывает за вас всю работу. Он уже понимает, что сначала его постоянно грузили, потом эмоционально потрясли, а потом ещё не дали что-то сделать тем способом, которым тот привык. Тут до него доходит, что от него хотят. По своему опыту скажу, что на следующее утро после пробуждения я полностью вижу весь замысел своего сериала, полный сценарий первой серии.

ШАГ ПЯТЫЙ. СОСТОЯНИЕ ПОТОКА

На последней стадии можно наблюдать как раз полную ясность ума и состояние просветления. Все ответы уже есть внутри вас. Здесь как раз нужно брать сознание под контроль - садиться и писать. Главное - не расплескать то, что у вас есть.

- В этот момент вам нужно осторожно вытащить из сачка мужика с крыльями, того самого гения, - улыбаясь, говорит Алексей. - Поэтому убирайте остальной инфошум, не заходите в социальные сети. Не смотрите ничего другого, максимум пересматриваете свой объект зависти.

Но и на этом этапе тоже могут подстерегать ловушки. Человеку кажется, что он «молодец» - всё уже придумал, и желания записывать это уже особого нет. По словам Алексея, очень многие на этой стадии ломаются, когда оказываются не готовы к скучному и рутинному труду. В этом случае с ленью помогают бороться специальные ритуалы. Например, чёткое распределение труда и отдыха, введение системы поощрения за определённый объём написанного.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

- Эти пять стадий проходят все творческие люди, - добавил в завершении своего мастер-класса Алексей Караулов. - Вы тоже можете опробовать эту методику, даже необязательно  при написании сценария. Результаты вас удивят. Наш мозг действительно может преподносить сюрпризы, особенно когда вы его нагрузили, эмоционально встряхнули, а потом оставили в покое. Тогда он готов за вас сделать всю работу. Пожалуй, это самый исследованный способ призвать к себе гения.

Автор статьи: Мария ШЕСТОПАЛОВА, фото Вячеслава Лупанова