Найти в Дзене
Живопись

Художник Карло Карра: между Джотто и Моне

Художник Карло Карра нырнул в метафизику, как погружается на дно морское бесстрашный ловец жемчуга. То есть стремительно и решительно.

Если, конечно, понимать под морем внутренний мир человека, а под жемчугом — «спусковые механизмы» эмоций, обитающие в пучинах подсознания... Впрочем, коллектив живописцев с громким названием «Метафизическая живопись», где наш герой ставил свои смелые творческие эксперименты, просуществовал считанные (по пальцам рук заслуженного фрезеровщика) годы. Да и вообще: обожавшему ранний Ренессанс художнику прискучило искать границы между фактом и символом. Ему хотелось устанавливать их самостоятельно, прямо на своих картинах. И потому он забросил авангард ради более-менее реалистичной фигуративности.

Но, как говорится, «мастерство не прольёшь». А футурист бывшим не бывает. Пусть новые полотна молодого Карло Карры имели весьма «классический» формат; зато «внутри» этих работ таилась отборнейшая метафизика, навсегда ставшая частью творческой натуры мастера. Образом его мышления.

Карло Карра, «Кони», холст, масло
Карло Карра, «Кони», холст, масло
Карло Карра, «Марина», 1954
Карло Карра, «Марина», 1954
Карло Карра, «Анчоусы», 1948, холст, масло
Карло Карра, «Анчоусы», 1948, холст, масло

Пока сюжеты Карры отсылали зрителя к картинам Клода Моне, композиции апеллировали к постиконописной традиции Джотто. Художник словно приглашает нас прогуляться по краю рационального восприятия мира, с которого открывается роскошный вид на бездну коллективного бессознательного. И понять, что его живописные миры не так просты, как кажется на первый взгляд.

Возьмём, к примеру, картину «Лодочник». Что, казалось бы, сложного в этом элегичном сюжете о человеке, что сидит на берегу?

Карло Карра, «Лодочник», 1930, холст, масло
Карло Карра, «Лодочник», 1930, холст, масло

А хотя бы то, как хитро распределённые цвета рассказывают нашему подсознанию грустную историю о тоске по недостижимому. Обратите внимание, дорогой читатель, как перекликаются тона земли, лодочной палубы, стен дома и открытых участков тела героя. Ближний к зрителю берег полон «тяжёлых», закатных тонов. А вот морская вода, лодочные борта, одежда героя, небеса, дальние горы, парус проходящей мимо яхты «выстраиваются» в совершенно другой ряд перекликающихся тонами объектов. И чем дальше к горизонту, тем невесомее становится палитра. Что это, как не метафора о недостижимости морских просторов для того, чей удел — быть простым лодочником, курсирующим лишь в пределах маленькой бухты? И отчего так удручённо склоняется голова персонажа картины? Уж не от осознания ли того, что прекрасная синяя даль недостижима, а его судьба — мечтательное созерцание да смиренное принятие собственной роли? Он мог бы слиться с этим безбрежным простором, став его частью, на что намекает схожесть тона воды, лодки и одежды персонажа. Но сам он — дитя земли, и цвет его мечтаний — ничто в сравнении с оранжево-жёлтым фатумом предназначения: быть лодочником, которому не суждено познать открытого моря. А ещё (устало сложенные руки и взгляд не дадут соврать) он явно устал и уже никуда не стремится.

Карло Карра, «Сан Мартино», холст, масло
Карло Карра, «Сан Мартино», холст, масло

Всё это весьма неочевидно. Но Карра и не был художником, стремящимся «разжёвывать» живописное послание до состояния фастфуда. Зато сами конструкты, сооружённые его кистью, читаются интуитивно и формируют настроение зрителя с первого же взгляда. Как много в этом эффекте напоминает о картинах Моне... Но ещё больше — о фресках Джотто.

Автор: Лёля Городная.