Книги по искусству о строении человеческого тела… Когда-то живописцам и врачам приходилось нелегко. Они рьяно боролись с запретами церкви, преодолевали массу преград, чтобы получать знания по анатомии. Благодаря старым фолиантам мы можем приоткрыть завесу истории и узнать о перипетиях формирования, накопления рисовальными мастерами сведений о том, «какой телесные кости вид в себе имеют и какое соединение с другими имеют».
Одно из ранних сочинений иностранного происхождения на данную тему называется «Изображения с натуры человеческого тела гравированные на меди» (Vivae imagines partium corporis humani aereis formis expressae, 1566 г.). Это — словарь-справочник о строении человеческого тела. Автор — испанский врач, анатом, преподаватель Вальверде де Амуско (1525? —1588?), коллега и последователь идей основоположника научной анатомии Андреа Везалия (1514—1564).
Каждое медицинское название фрагмента в книге имеет своё буквенно-цифровое обозначение на гравюре. Иллюстрации выполнены в лист и очень тщательно, тонко прорисованы — это достигается техникой гравюры на меди.
В издание входит краткое изложение знаменитого труда Андреа Везалия «О строении человеческого тела» — как признание Вальверде огромного вклада в науку своего собрата по медицине. Текст изложения написал французский доктор медицины и драматург Жак Гревен (1538—1570), автор и популярных пьес, и признанных медицинских трудов. Главное исследование Вальверде, «История человеческого тела», вышло десятью годами ранее, в 1556 году.
Современники упрекали автора, что он проиллюстрировал свои изыскания многими гравюрами, заимствованными у Везалия. В то же время, к заслугам Вальверде-анатома относят исправления, которые он внёс в анатомические учебники коллег, включая работы Везалия.
Книга напечатана в типографии печатника Кристофа Плантена (1514—1589), основателя дома Плантенов, одной из крупнейших типографий в Европе XVI столетия.
Штемпель и суперэкслибрис на верхней крышке переплёта принадлежат королевскому обществу естествоиспытателей «Леопольдина», изучавших в том числе медицину. Созданное в 1652 году по указанию императора Леопольда I, общество получило статус академии и его имя. В настоящее время — Национальная Академия наук Германии.
Относительно отечественных книг по искусству можно сказать, что они представляют большую редкость в литературном репертуаре XVIII века. Их около ста, включая и драматургические тексты. При том, что всего книг XVIII века около 9 тысяч (не считая листовых материалов).
Сегодня наш рассказ пойдет об одном таком книжном памятнике «Ясное видение и основательное представление о анатомии живописца» (1749 г.). Он имеет особую ценность, тем более, что это первое русское издание по искусству. Закономерно, что оно было переводным. Переводчиков с итальянского было немного, поэтому переводили с немецкого варианта (пер. И. Д. Прейслера), точнее, со старонемецкого. Текстовая часть книги напечатана в две колонки: в левой немецкая версия, а в правой — русский перевод. О значении, которое придавалось этому памятнику, говорит тот факт, что перевод А. П. Протасова отредактирован М. В. Ломоносовым.
Фактически настоящий атлас является первым отечественным методическим пособием для художников, с детализированным анатомическим комментарием по поводу костей и мышц человека. Вместе с другой книгой И. Д. Прейслера — «Краткое руководство к рисовальному художеству» (1734 г.) — пособие итальянца Карло Чези служило несколько десятилетий учащимся Рисовальной палаты Российской Академии наук.
Значимость данного памятника для истории искусства и книговедения подчеркнута во многих исследованиях по истории искусства, образования в России. Из последних работ можно указать статью С. Г. Антоновой «Книга по искусству в отечественном репертуаре изданий по искусству в XVIII в.». Книга является библиографической редкостью и имеется лишь в 8-ми российских книгохранилищах.
Дорогие читатели, в недрах НЭБ можно найти массу интереснейших и редчайших изданий. Заходите на наш сайт почаще и открывайте для себя все новые и новые литературные шедевры.