Комедийный блогер Сергей Штепс первым стал раскручивать образ фанатичной мамочки в социальных сетях, набрал аудиторию и уже пятый год шутит в своих роликах на семейные темы. Поговорили с ним о том, почему женский юмор ничем не уступает мужскому и как использовать парадоксы для создания комедийного образа
Школа Юрия Никулина и дрессировка крокодилов
Я рос в небольшом городе Чебаркуль, в Челябинской области. К нам иногда приезжали с гастролями театры и цирки. После одного из представлений Шапито мама купила мне клоунский нос, и я стал на переменах в школе изображать клоуна, даже на руках ходить научился. Моя классная отвела меня в цирковую студию в нашем городе, которой руководил ученик Юрия Никулина Анатолий Андриевский.
Уже через неделю после первого занятия я выступал в номере с акробатами: меня подкидывали, я крутил двойное сальто и вставал на плечи артиста на самой верхушке акробатической пирамиды. Когда мне было семь лет, я занял первое место за лучшее подражание Чарли Чаплину на цирковом фестивале в Челябинске. А потом мы начали гастролировать по городам России, выступали с цирком на сцене.
Анатолий Иванович говорил, что я буду потрясающим клоуном. Но мама хотела, чтобы я стал бухгалтером, и после школы я оказался в училище — был единственным парнем среди 25 девчонок. Продержался там недолго: забрал документы и поступил в екатеринбургское цирковое училище. По окончании стал дрессировать крокодилов на ферме в Екатеринбурге, работал в праздничном агентстве и пытался придумать что-то свое. Так появился мой клоунский моноспектакль, с которым я выступал на мероприятиях, и первый блог в Ютубе.
Краш-тест котов и #яжемать
Семь–восемь лет назад Инстаграм на Урале не был особо популярен, а в Ютубе уже «выстрелили» Ивангай, +100500, Ракамакафо. И мы с другом решили тоже снимать ролики: брали интервью у прохожих, снимали видео с химическими опытами для детей, делали пранки. Как-то раз сняли пародийный обзор котов, сравнив домашних и породистых котиков: провели «краш-тесты», изучили «обтекаемость», «выносливость», «заряд батареи». После этого нас заметили и показали по местному телевидению. Нас начали узнавать на улицах Екатеринбурга, канал в Ютубе резко взлетел. И в этот момент мы с другом разошлись в планах по развитию контента. Я создал аккаунт в Инстаграме и стал вести его в одиночку.
Сначала выкладывал какую-то ерунду, и ничего не заходило. Набрал около 30 тысяч подписчиков, среди которых половина были накрученными ботами. А после нашего переезда с девушкой в Москву я в один из дней запустил стрим в Инстаграме и попросил аудиторию накидать мне идей по интересным для них персонажам. Они писали, я конспектировал на листочке. Так во время прямого эфира с подписчиками я и придумал образ сумасшедшей мамочки Ларисы.
Пилотный ролик с ней сразу набрал более 100 тысяч просмотров, тогда как другие мои видео смотрели в среднем не больше 5 тысяч раз. Вот так мы и живем с этой Ларисой уже пятый год, а теперь в Дзен пришли. Из-за нее мне пришлось закрыть моноспекталь: на праздниках дети и взрослые стали меня узнавать, и до клоунады им уже не было никакого дела, их интересовал только Инстаграм и Лара.
ТикТок и стендап
Из-за ТикТока юмор сильно изменился, стал более примитивным. Сложные шутки до большинства людей не доходят, стендап, где можно и посмеяться и подумать, отходит на второй план. Наверное, люди настолько устали от потоков информации, что им хочется просто позалипать на забавных роликах в ленте ТикТока и отключить голову.
Радует, что несмотря на растущую популярность блогеров, стендап все равно развивается. В нашей стране за последние пять лет стендап-движение сделало резкий скачок. Даже по телевизору вместо «Дома-2» теперь показывают хорошие юмористические шоу, а в крупных городах проходят «Открытые микрофоны», где любой желающий может выйти на сцену и прочитать монолог. Аудитория стендаперов и тиктокеров сильно отличается. Первым хочется больше знать о том, что происходит вокруг, а не просто листать телефон и смеяться.
Девушки и шутки
Есть стереотип, что девочки шутят не так смешно, как мальчики, но это неправда. Женский юмор ничем не хуже мужского, наоборот, он более тонкий. Например, в мужской компании, как правило, большинство шуток ниже пояса. У девушек такого нет, у них есть свои темы, которые парням вообще непонятны: начиная с физиологии, заканчивая отношениями и девичьим штучками.
Мой контент можно назвать женским, потому что Лариса — мамочка с заморочками. И мне часто пишут: «Откуда ты все знаешь о девушках? Очень точно все подмечено». В этом мне помогают природная наблюдательность и хорошая память: все, что я вижу и слышу от девушек, откладывается где-то на подкорке, и потом очень легко писать шутки про женские циклы, ноготочки, рассуждения — это все из жизни.
Врожденный и приобретенный юмор
Чувство юмора может быть врожденным. Я с самого детства дурачился, шутил, веселил людей. Но если вы понимаете, что юмористических талантов у вас нет, это не повод сильно расстраиваться, — любые навыки можно развить.
Есть огромное количество курсов и книг, посвященных тому, как научиться шутить. Рекомендую «Библию комедии» Джуди Картера — по ней учатся многие стендап-комики, и книгу «Как работают над сценарием в Южной Калифорнии» Дэвида Говарда и Эдварда Мабли.
Старайтесь записывать свои мысли и идеи. Если в компании с друзьями, дома с семьей или на работе происходит что-то смешное, делайте заметки в телефоне. Потом при работе над сценарием видео или статьей можно открыть записи и подвести их под нужную тему.
Образ и детали
У каждого комика есть свой образ. Ловелас, ботаник, маменькин сынок, верный муж — выбрать можно все что угодно. Но есть три важных совета. Первый – образ должен вам нравиться. Если вы комфортно себя ощущаете с каким-то персонажем, то и аудитории это передастся. Второй совет – используйте парадоксы. Например, если вы полноваты, примерьте на себя образ мачо. И наоборот, если вы накаченный спортсмен, попробуйте поиграть в стеснительного заучку.
Третья и, пожалуй, главная рекомендация — персонаж нужно продумать до мелочей. Какую еду любит, какую музыку слушает, какие фильмы смотрит, кто по гороскопу и так далее. Например, моя Лариса — фанатка Стаса Михайлова, наизусть знает фильм «Любовь и голуби» и часто смотрит ток-шоу по телевизору, обязательно сопровождая их своими комментариями.
Блогинг и кинематограф
Я пытался «уйти» от Ларисы: пробовал новые образы, искал новые повороты. Но аудитории нужна только она. Пока я экспериментировал, охваты упали, число подписчиков снизилось, поэтому Лару пришлось вернуть. Сейчас ролики с ней выходят не потому, что я больше ничего не могу придумать, а потому, что решил подстроиться под аудиторию.
Другие творческие идеи воплощаю теперь в кино. Недавно снял с командой дебютный короткометражный фильм «Филипп, я твой сын», который мы сейчас отправили на «Кинотавр». Пытаюсь встроиться в киноиндустрию, а блогингом занимаюсь уже без цели резко вырасти. И все же без Ларисы, похоже, мне теперь никуда.
Подготовила Наталия Хомякова