Найти тему
AllAboutBooks

Лия Арден "Мара и Морок"

Сюжет книги неплохой и многообещающий. Есть девушки, служащие Богине Моране, и мужчины, которые на службе Тьмы. В возрасте десяти лет детей забирают от семьи в Храмы, где их воспитывают и обучают быть убийцами. Это так похоже на «Братьев» Марии Семёновой, что мне даже читать было не очень приятно. Там также служители отнимали детей в Храм Мораны, мальчики и девочки обучались отдельно и обучались владению оружием. Я не знаю никаких намёков на такое в славянской мифологии, откуда изначально взялся такой сюжет? В общем, либо я не знаком с первоисточником этой идеи, либо... либо здесь правда проходит параллель с «Братьями».

Но если вы подумали, что книга про это, то нет. Книга про политические интриги и любовные отношения. И если первое ещё как-то понятно (скорее из-за того, что плохо раскрыто), то второе не объясняется вообще никак. В начале книги главную героиню Агату воскрешают из мёртвых. Она умерла пару сотен лет назад, она — ходячий труп. И в неё тут же влюбляется принц, дарит ей подарки и всё в этом духе. Это можно списать на его одержимость Марами и по какой-то непонятной причине именно Марой Агатой (в первой книге планы принца читателю так и не осветили), но будем честны, это слабое оправдание. В середине истории принц прямым текстом говорит Агате, что ждёт от неё близости. И в перспективе Агата соглашается ему это дать, если он поможет ей найти и возвратить в жизнь её сестру. На этом моменте все частицы интереса к героине у меня исчезли. Окончательно она показала себя, когда пару дней просидела в заточении в темнице, её пришла навестить принцесса, и Агата, находясь в крайне нелёгкой ситуации, начинает спорить с ней, в кого из них двоих на самом деле влюблён мужчина, который им обеим симпатичен. Это было так глупо и нелепо, не иначе как кудахтанье двух куриц. У птиц хотя бы имеются серьёзные причины на это.

Углубляться в сюжет я не стану, вдруг кто-то всё же захочет это прочесть. Скажу ещё несколько слов о сеттинге. Он необычный. Мир пустой и не проработанный до конца, что можно видеть на форзаце. Кто-то пишет, что это славянское фэнтези — нет, это не оно. Это вообще не понятно что. Пробежимся по именам персонажей. У нас есть: Дмитрий, Николай, Елена, Даниил, Инна, Марина, Анна, Кира, Агата, Северин?.. Аарон?.. У правящих династий есть фамилии: Рахмановы и Ласнецовы. Каждый раз, когда я встречал в тексте фамилию, это настолько выбивало меня из и без того слабого погружения в это произведение, что хотелось её убрать и никогда больше к ней не притрагиваться.

Каких то проблем с употреблением «король» и «принц» у меня не возникло, потому что от славянского фэнтези там лишь упоминание Велеса всего один раз и Мораны ещё пару раз. Но автор писала, что это вроде бы такая пасхалка на короля Даниила Романовича Галицкого. Фамилия Рахманов это тоже пасхалка, мы поняли.

Многие также писали о необычных сюжетных поворотах, но ко всем сюжетным извилинам автор подготавливал читателя с середины книги. Лия Арден пару раз делала настолько крупные намёки, что внимательному читателю не составит никакого труда обо всём этом догадаться. Большую интригу — личность одного из главных героев — мне удалось открыть лишь после первого такого намёка, и странно, что сама Агата даже не задумалась о такой возможности.

В общем, сюжет далеко не сенсационный, а Лия Арден — точно не новое слово в отечественном фэнтези. Это начинающий писатель, который совершает очень распространённые у начинающих писателей ошибки. Она переодевает персонажей в каждой главе и в деталях описывает, кто во что одет. Она без причины наделяет мужских персонажей чувствами к главной героине. Все у неё как на подбор красивые. Диалоги в книге — очень слабые, картонные и неживые. У героев отсутствует мотивация. Главная мотивация Агаты — отомстить потомку тех, кто пару сотен лет назад умертвил её сестру и из-за кого погибли все Мары. Сейчас бы отвечать за дела предков, которые жили сотни лет назад и которых ты даже не знал в лицо! Произведение держит внимание лишь тем, что в ней постоянно что-то происходит, поэтому читать было легко, но не так интересно. Конца в книге нет. «Мара и Морок. Особенная тень» — прямое продолжение, так что если хочется ознакомиться с творчеством Лии Арден через эту историю, то придётся покупать сразу две книги. Кстати, на данный момент написана уже и третья книга про Мару и Мороков, но, она не имеет к основной истории никакого отношения.

Я рад за Лию Арден, потому что у неё крупная преданная аудитория, её произведения любят, их обсуждают, по ним рисуют фан арты и пишут фанфики. Но её творчество ещё не дошло до уровня, когда его стоит издавать и продавать. Прежде чем отправлять рукопись в издательство, ей стоило попросить критики у более опытных писателей. А издательству и его редакторам, раз уж взялись это печатать, стоило подойти к работе более ответственно. Также не понятен ажиотаж. Эта книга нравится почти всем, кто её читал, на 100 восхищённых отзывов приходится только 3 отрицательных. Я не понимаю этого.

Но я буду рад через несколько лет наткнуться в магазине на новую книгу Лии Арден, открыть её и увидеть, что уровень автора заметно подрос. Повторюсь, все с чего-то начинают. Но пока что — это любительский оригинал, которому место на популярных писательских площадках вроде фикбука.