Разбор предыдущей эпохи творчества группы я начал с прогноза погоды. Аномальная жара в Санкт-Петербурге не спадает даже спустя месяц и тому есть логичное объяснение в рамках моего канала, ведь сегодня мы начинаем двухчастный разговор о синглах моего любимого и самого скандального периода в истории Depeche Mode.
К счастью, я могу обойтись без долгих предисловий. Некоторые из случайно забредших сюда читателей, которых я благодарю за проявленное внимание, вероятно не знают, что в данных статьях вспоминается исключительно сингловое наполнение той или иной эры. Об этом я напоминаю.
А всему происходившему до, во время и после эры «Songs of Faith and Devotion» уделены подробные рассказы на моём канале в четырёх частях. Если вдруг кто-то до сих пор не ознакомился и имеет такое желание, прошу по ссылкам ниже:
Часть первая: создание шедевра
Часть третья: Devotional Tour 1993
Часть четвёртая: Exotic/Summer Tour 1994, последствия и выводы
Для всех остальных же, кому интересно конкретно обсудить только синглы, добро пожаловать и давайте уже начинать.
«I Feel You» (BONG21)
дата выхода сингла: 15 февраля 1993 года
последний тур, в котором исполнялась: «Global Spirit Tour»
Как и в случае с рассказом о «Violator», период «Songs of Faith and Devotion» будет не классическим пересказом смысла текстов песен, особенностей записи и так далее, поскольку это всё мы уже знаем. Я всего лишь материализую свой любимый поток мыслей, а заодно постараюсь действительно трезво оценить уровень ремиксов и би-сайдов. Причём если с наполнением первого проблем тут никаких, то по второму – мрачновато и тускло. Теперь же к сути дела.
«I Feel You» – грандиозное приглашение в мир альбома. На тот момент это самый важный хит в стиле рок в исполнении Depeche Mode, песня, затыкающая за пояс все соседские группы, которым громкие гитары и барабаны были далеко не чужда. Ребята успели запрыгнуть в потихоньку уходивший поезд популярности гранжа, с ноги выбив форточку вагона. А из форточки донеслись первые звуки всей этой пластинки.
Поклонникам Depeche Mode, сильно заждавшимся новостей от группы, одним февральским понедельником 93-го предложили окунуться в нечто совершенно неожиданное. Одновременно выходивший вместе с новым синглом видеоклип только усиливал дикий контраст между прошлым и настоящим. Снующий по полю с гитарой Гор, отбивающий мощные ударные ритмы Уайлдер, стоящий за клавишами Флетчер и ухаживающий за красивой девушкой, роль которой исполняет британская актриса Лизетт Энтони, патлатый вокалист Гаан, удивительно отпугивающий от себя и в то же самое время притягивающий к себе внимание.
С выходом «Songs of Faith and Devotion» Depeche Mode действительно стали группой номер 1 в мире, конкуренцию им могли составить разве что U2 да Nirvana. Поэтому они могли себе позволить, к примеру, вообще не появляться на телевидении. Но одно исключение всё же было сделано для Испании. В своём новом, но уже привычном образе Дэйв смотрелся крайне эффектно.
Как ни странно, несмотря на изначальный неформат, «I Feel You» оценили по достоинству по всему миру. Судите сами: в США весь апрель она возглавляла чарт альтернативной музыки, перфоманс выше из Испании помог выйти в лидеры и местного хит-парада. Даже в вечно критиковавшей группу Великобритании получилось сразу же дебютировать в десятке сильнейших.
Тяжёлый в целом период вообще не сказался по отношению к хитам тех лет, ведь «Песни веры и преданности» стали вторыми по популярности на концертах Depeche Mode. «I Feel You» находится в десятке самых часто исполняемых песен, поскольку была постоянным номером в сетлисте всех туров с момента своего выхода. Снижение её живой активности наблюдалось лишь в последнем на данный момент «Global Spirit Tour». Оно и понятно, голос Дэйва с годами перестал тянуть многие крутые вокальные партии молодости.
Занятость Depeche Mode собственными делами предельно отразилась на том, какие начали поставляться ремиксы в комплекте. На различных изданиях сингла «I Feel You» присутствует шесть разных вариантов переосмысления песни.
Самыми знаковыми считаются два ремикса, вышедшие на привычной 12-дюймовке. Первый – «Throb Mix», работа Марка Стента, участвовавшего в микшировании всего альбома. Из всех ремиксов на «I Feel You» этот я ценю больше других.
Второй – «Babylon Mix», уверенно обыгрывающий саму суть всей песни. Автор Джон Кроссли, участник Supereal. Тоже очень хорошая работа, но могла бы быть и несколько покороче.
На лимитированных изданиях же выходило нечто совершенно иное по мысли. Выделяется прежде всего появление великого музыканта и продюсера Брайана Ино, чьим протеже по сути являлся тогда Флад. Считаю величайшей несправедливостью тот факт, что сам Ино так ни разу не поработал с Depeche Mode над полноценным альбомом, это могло быть просто чудесно.
Брайан известен многим прежде всего как легенда жанра эмбиент и примерно в таких стилях он поработал с «I Feel You», добавив своих уникальных клавишных, специалистом по ним он был ещё в период нахождения в крутых Roxy Music, а также немного гитар. Получился тягучий «Life's Too Short Mix».
И куда более известный «Swamp Mix», элементы которого использовались в интерлюдии на самом альбоме (между «Get Right with Me» и «Rush»), а также на концертах «Devotional Tour».
Ещё пара ремиксов – классические клубные номера. «Afghan Surgery Mix» (да, с названиями в этой эпохе всё очень странно запущено), выполненный в трип-хоп обработке парнем по имени Дэнни Бриотте из электронной группы Renegade Soundwave. Представители лейбла Mute, к слову.
И совсем уж какой-то евродэнсовый «Helmet at the Helm Mix». Делал его опять-таки Марк Стент.
В общем и целом тут всё. В США, кстати, испугались интро в виде форточки, поэтому на промо-изданиях там распространялась «I Feel You», начинающаяся сразу с инструментов.
Искушенные любители эпохи «Violator», имевшие честь покупать каждый сингл ради эксклюзивного би-сайда (иногда даже нескольких), в период «Songs of Faith and Devotion» почти всегда оставались ни с чем.
«One Caress»
последний тур, в котором исполнялась: «Tour of the Universe»
Как и в случае с «Pimpf» или «Fly on the Windscreen» Depeche Mode вовремя осознали, что песня с живым оркестром просто недостойна носить звание обыкновенного би-сайда. Впоследствии эту же идею подхватил любимый американский лейбл Sire, выпустивший промо с «One Caress» для радио, а заодно и заказавший видеоклип. Только вот видел ли его кто-то по телевизору лично у нас в стране – вопрос для меня открытый.
Официальных ремиксов на песню никаких не было. Статус недооценённого би-сайда «One Caress» был обжалован выпуском на альбоме, но вот статус недооценённой в целом она не потеряла, поскольку Мартин исполнил песню лишь на двух концертных турах. Вот это провал.
С «I Feel You» на этом всё. Перейдём к чему-то не менее великому.
«Walking in My Shoes» (BONG22)
дата выхода сингла: 26 апреля 1993 года
последний тур, в котором исполнялась: «Global Spirit Tour»
Люди очень любят составлять всяческие ТОПы лучших песен, лучших альбомов, лучших гитарных соло и так далее. У меня с этими темами пока не очень вяжется дело и даже Depeche Mode не стали исключением. Осенью закончится моя (надеюсь и вправду интересная) альбомная сага, после чего было бы логично структурировать свои подобные ТОПы по творчеству группы. Но вот незадача – мои давние читатели уже знают, что «Songs of Faith and Devotion» мой самый любимый альбом, возможно даже во всей жизни. Интрига с первым местом лишена смысла.
А «Walking in My Shoes» моя самая любимая песня, загоняющая меня в мурашки каждый раз, когда я слышу одно лишь вступление. А к завершающей части у меня обычно глаза на мокром месте. Мартин говорил, что и у него это самая любимая песня. Те же слова повторял Алан. Эта песня нравится даже такому великому вокалисту, как Боно. Значит я близок к тому, чтобы не ошибиться в своём мнении. Более того, есть поклонники Depeche Mode, так до сих пор и не принявшие рок-эстетику 1993 года, но даже они не могут быть равнодушны к «Walking in My Shoes». Простите за излишнюю пафосность, но лично я считаю и по текстовой, и по музыкальной части данное творение пиком развития идей Depeche Mode как успешного квартета.
Знаю, что бесконечные сравнения с ранними работами группы вам надоели, но ведь как забавно – в тот же день, но 26 апреля 1982 года, вышла простецкая, наивная песня из подростковой юности Гора «The Meaning of Love». И вот, спустя 11 лет, Depeche Mode достигают своей подлинной вершины.
Оформление сингла приходит прямиком из видеоклипа. Образ женщины с клювом прошёл и визуалом через проекции для тура «Devotional». И это чуть ли не единственный проект Корбейна, не прошедший цензуру телеканала MTV. Раздетых женщин в телевизоре не разрешали даже в ночное время.
С «Walking in My Shoes» группа также совершила ещё одну мини-революцию: это их первый сингл, вообще не изданный в 7-дюймовом варианте.
Купившие 12-дюймовый вариант поклонники смогли насладиться видоизменённой версией песни с сокращённым интро, но зато с ещё более выделяющейся инструментальной партией. Если хотите, цепляет сильно.
Кроме того, им достался ещё и крутейший ремикс, один из лучших в истории группы. «Grungy Gonads Mix» (ещё более странное название) был в ходу и на концертах Depeche Mode, что немудрено, ведь его авторы – талантливый британский продюсер Джонни Доллар, уже работавший с Massive Attack, и коллектив Portishead, вот-вот готовившийся окончательно нанести термин «бристольский трип-хоп» на музыкальную карту мира.
Интересный факт: идею добавить симфонию в «One Caress» и пригласить Уилла Мэлоуна Алан и Мартин позаимствовали после прослушивания одного из величайших британских синглов всех времён, трека «Unfinished Sympathy» от Massive Attack. Об этом я говорил уже дважды, а те, кто знаком с моим разбором дебютника бристольцев «Blue Lines», знают ещё и то, что идея пригласить оркестр Мэлоуна на запись хита была предложена именно Джонни Долларом. Вот такая зацикленная история.
От тура к туру, играясь постоянно, «Walking in My Shoes» не теряет и в своей концертной мощи. Но, тут уж опять же извините, образцовой версией я считаю именно самую первую, с «Devotional Tour».
Четыре совершенно непохожих друг на друга ремикса были сосредоточены на одном лимитированном издании сингла. Среди них есть просто умопомрачительная расширенная версия «Walking in My Shoes» за авторством Марка Стента.
Другой ремикс Стента – «Ambient Whale», иной по настроению, под него можно хоть целые заплывы делать.
Для работы над ещё одним ремиксом привлекли тогда ещё малоизвестного британского продюсера Уильяма Орбита. Впоследствии он будет отвечать за то, что лично я называю «качественная поп-музыка».
«Anandamidic Mix» выполнен забытым дуэтом Spirit Feel. Звучит он определённо незабываемо.
Как ни странно, «Walking in My Shoes» стал куда меньшим хитом, чем «I Feel You». Песня возглавляла лишь всё тот же чарт альтернативной музыки США. Но время расставило факты на свои места.
Прекрасности синглу добавило и наличие би-сайда.
«My Joy»
последний тур, в котором исполнялась: –
Знаю, что со мной многие не согласятся, но «My Joy», при всей её ценности как единственного би-сайда всей эры, не годится в альбом и сделана сыровато и чересчур помпезно. Во всяком случае оригинальную версию я слушаю с большой неохотой.
За микширование «My Joy» отвечал Стив Лайон, с которым Алан вовсю занимался концертными аранжировками готовившегося продолжительного тура. И если в работе над оригиналом не хватило продуманности, то вот «Slow Slide Mix» показался мне намного интереснее. Вот эту версию я бы и включил в альбом, будь такой выбор.
Интересно, что на промо-копиях в США сделали и «Walking in My Shoes» в двух вариантах покороче. Но это уже раритеты.
На этом моменте я свой рассказ завершу. Вторая часть будет ниже:
Разбор синглов Depeche Mode: эра «Songs of Faith and Devotion» (часть вторая)
В комментариях вас попрошу, поскольку о самих песнях и так все всё знают, рассказать о ваших любимых концертных исполнениях «I Feel You» и «Walking in My Shoes». Превзошло ли что-либо знаковый 1993-й?
У меня появился Телеграм-канал, подписаться можно по активной ссылке.
#музыка #depeche mode #зарубежная музыка #синглы #карьера depeche mode от romanist music