«Предвидение» Рене Магритта, 1936 год. На этом автопортрете художник рисует птицу, а в качестве натуры использует птичье яйцо, словно предвидя его будущую форму.
«Льстецы» Питера Брейгеля-младшего, 1592 год. Этот художник – сын Питера Брейгеля-старшего, также известного как Мужицкий. Брейгель-младший был прозван критиками «Адским», поскольку тематика его работ зачастую обращена к картинам Ада и других ужасов. Но на этой работе он отдает дань памяти отцу (Брейгель-старший написал немало картин с сатирическим сюжетом), изображая сущность всех подлиз.
«Эксперты» Александра-Габриэля Декампа, 1837 год. Когда Французская Академия Живописи отклонила несколько работ художника, мотивируя «чрезмерно экспериментальным» содержанием, ответом Декампа стал милый «портрет». На картине изображены самые влиятельные критики тех лет в виде важных, дорого одетых шимпанзе.
«Спасаясь от критики» Пера Борреля дель Касо, 1874 год. Предвосхищая скорое появление сюрреалистов, испанский живописец стер границы между картиной и реальностью, изобразив мальчишку, с вытаращенными глазами удирающего и «заключения» в картине. В XIX веке на созданную художником оптическую иллюзию ходили поглазеть как на аттракцион.
В городе Витебске на одной из будок появился портрет Евгения Леонова в известной роли из кинофильма «Джентльмены удачи». Картина немедленно вызвала приток туристов и местных фотографирующихся. Но целым портрет был недолго: вандалы в течение месяца постоянно заливали Леонова краской.
Художники поначалу упорно восстанавливали портрет, но разрушители прекрасного не успокаивались и неустанно носили к будке свои «ведра протеста».
В итоге художникам пришлось сдаться – не вечно же бороться с хулиганами, и переписывать часами картину, на порчу которой у вредителей уходят секунды.
Но ушли творцы красиво, полностью закрасив портрет и оставив на будке цитату великого артиста из его последнего в жизни интервью:
«Говорят: сейчас другое время, другой Бог, другая нравственность, другая правда. Но в том-то и дело, что другого Бога не бывает, и другой правды. Все затоптать нельзя, особенно в искусстве».