Часть 1.
Не далёк тот день, когда в стране восходящего солнца стартуют очередные Олимпийские игры современности, в какой то степени символизирующие закат олимпийского движения. В Японии как и много раз до этого, организаторы отдадут соответствующие почести как родоначальникам Олимпийских игр - грекам, так и основоположнику их современной версии Пьеру де Кубертену. Вне всякого сомнения, как и много раз до этого ни у кого не возникнет сомнений в абсолютной правоте и достоверности данной трактовки истоков этого мероприятия, даже при том условии, что в 1896 году спортивные состязания по древней олимпийской традиции были проведены не только в Афинах, но и на Дону. Но если традиция проведения спортивных состязаний в Греции прервалась в 394 году н.э., то на Дону данная традиция никогда не умирала.
В последней четверти XVIII века, руководивший постройкой крепости Дмитрия Ростовского, А.И. Ригельман, посетил очень древнее урочище, под названием Монастырский Яр, близ станицы Старочеркасской. Там он стал свидетелем необычного во всех отношениях обряда поминовения по погибшим казакам, когда после возжигания свечей и лампад и панихиды, казаки предались играм со скачками, бегом, борьбой, стрельбой и «сделали из того для экзерциции своей настоящее ристание, в который случай и не без убийства нечаянного от скачек тех бывало».
Другими словами, А.И. Ригельман столкнулся с тем самым обрядом, который лёг в основу проведения древнегреческих Олимпийских игр и впервые был описан Гомером в сцене похорон Патрокла.
Что это? Простая случайность? Или две этих традиции произрастают из одного и того же корня?
Современные историки избегают прямого ответа на этот вопрос, хотя и признают многотысячелетнюю историю традиционных игр донских казаков, по своей номенклатуре в точности повторяющей игры учреждённые Ахиллом. Это скачки, бег, борьба, кулачный бой, стрельба, метание камней и копья, а так же ристание до первой крови. О древности традиционных казачьих игр говорит ещё и тот факт, что изначально на них не допускались не только женщины, но и духовенство, хотя и те и другие сопровождали мужскую процессию вплоть до места проведения панихиды и состязаний. Под напором неопровержимых фактом учёными Ростовского университета была подготовлена монография под названием "Этнопсихологический феномен казачества", в котором признавалась глубокая древность общевойсковой казачьей панихиды и спортивных состязаний её сопутствующих. Свою лепту в эту теорию внесли и учёные Воронежского университета выяснившие, что Микенская цивилизация в эпоху которой зародилась традиция проведения состязаний по олимпийской программе была создана выходцами с берегов Дона.
Для читателя плохо знакомого с древней истории России, данные факты выглядят чем то невероятным. Можно представить реакцию на данное заявление со стороны скептиков и снобов всех мастей. Слишком невероятным и даже фантастическим выглядит данное предположение в свете традиционных представлений о древней истории России и казачества. Тем не менее, в разрезе исторической науки, истина не может быть незыблемым догматом. Методы её познания предполагают неизбежный отказ от ранее существовавших догм и представлений. Великий Декарт, говорил: «Чтобы найти истину, каждый должен хотя бы раз в жизни освободиться от усвоенных им представлений и совершенно заново построить систему своих взглядов».
Подтверждают данную версию изыскания множества учёных, в числе которых хотелось бы отметить, де Монпере:
«Уже с древних времен Европа, заимствуя культуру из Греции, привыкла воспринимать все иллюзии, которые создавали себе греки из-за своего тщеславия; по их убеждению, Греция является светочем мира; ослепленные своей гордостью, они хотели бы, чтобы все просвещение, вся наука, вся цивилизация, все системы религий исходили из недр Греции. Эллинисты наших дней стараются часто поддерживать такие воззрения.
Между тем мифы, рассказанные греками, часто опровергают эти гордые представления. Кто читает Гомера, кто изучает историю аргонавтов Фрикса и Геллы, историю похищения Европы в трудах Геродота и многое другое, тот склонен часто к обратным мыслям, а именно, что Греция получила цивилизацию, в большей или меньшей степени, от тех, кого они называли варварами. Народ и царь Колхиды, оказавшие радушный прием аргонавтам, а также тирийцы, трояне и другие — все стояли на значительно высшей ступени цивилизации, чем те искатели приключений и их войска, которые приходили к ним, подобно норманам средних веков, грабить, нарушая все законы гостеприимства.
Кажется, что все древние поэты и историки избрали Черное море ареной подвигов своих героев. Во всех своих повествованиях они относят своих героев к Востоку, как источнику цивилизации и богатства». (ФРЕДЕРИК ДЮБУА ДЕ МОНПЕРЭ «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ КАВКАЗА»)
Поместив источник цивилизации и богатства в Причерноморье, Монпере тем самым отнюдь не открыл чего-то нового. Данный факт был известен давно. К слову сказать, о том же самом но в более восторженных красках по отношению к народам населявшим Русскую равнину в древности, писали такие известные философы как Вольтер и Байи. По их мнению, выходцы из Скифии создали не только Древнегреческую цивилизацию, но и все без исключения древние цивилизации Востока. Для нас же не лишним будет отметить тот факт, что ещё в четвёртом веке до нашей эры, отец истории Геродот, в своей «Мельпомене», писал о том, что область прилегающая к нижнему течению Танаиса (Дона), именуется Гилеей. Населяют её никто иные как гелоны, потомки патриарха Гелона, родного брата патриарха Скифа. И вот эти самые гелоны есть никто иные как самые настоящие эллины. Впрочем по другому быть не могло, так как та часть гелонов, которая в восьмом веке до нашей эры на волне дорийского нашествия переселилась с берегов Дона на Балканы, принесла туда не только этноним эллины, не только топоним Гиллея, или в современной транскрипции Hellas (так и по сей день именуется Греция), но и свою культуру и обычаи частью которых была традиция проведения того действа, которое вобрав в себя микенские традиции впоследствии получило название Олимпийские игры. Что касается дальнейшей судьбы гелонов, то если на Балканах они стали называться эллинами даже будучи полностью ассимилированными местными народами, то в низовьях Дона они ещё много веков будут обитать под этнонимами аланов и казаков. И будут свято сохранять обычаи предков. В том числе и те обычаи которые некогда легли в основу Олимпийских игр.
(продолжение следует)