Слово расизм обычно ассоциируется с немецкими нацистами. Несколько реже вспоминают их единомышленников из американского Ку-Клукс-Клана, но откуда взялась эта идеология, и почему она так буйно расцвела именно в Европе – это для многих вопрос.
Не менее интересно и то, почему в одних странах Европы расистские теории встречали буйное одобрение и возрождались раз за разом, тогда как в других они оставались уделом маргиналов.
Вопрос, конечно, интересный, но он даже для многих ученых остаётся открытым. Хотя понятно, что расизм не Гитлером порожден: он был лишь его наиболее ярким представителем.
Некоторые исследователи склонны уводить историю расизма в первобытные времена. По их мнению, люди всегда были насторожены по отношению к чужакам и даже враждебны.
Да, это так. Во многих архаичных культурах слово «чужой» является синонимом слова «враг» и подразумевает, что чужак подлежит уничтожению.
Однако назвать это расизмом нельзя ни в коем случае. Судя по всему, исследователи этого вопроса и сами не всегда осознают, чем является это явление.
Суть расизма заключается в теории, согласно которой люди не просто различаются по своей внешности на группы, а в том, что разная внешность коррелирует с определенными внутренними качествами.
И речь не просто о «некоторой предрасположенности», а о том, что внутренний потенциал человека определяется в первую очередь принадлежностью к той или иной расе.
При этом очень важно, что разные расы не просто наделяются разными характеристиками, но и имеют определенную иерархию. Одни расы таким образом объявляются высшими, тогда как другим отводится более низкое положение.
Соответственно и культуры, сформированные той или иной расой имеют разную ценность, которая обычно подгоняется расистами под ценность данной расы.
В контексте этого первобытная (и не только) враждебность по отношению к чужакам, пусть даже относящимся к иной расе, расизмом считаться никоим образом не может, поскольку враждебность продуцирует принадлежность человека к иному сообществу, а не к иной расе.
Точно так же заблуждаются те, кто склонен во всем искать происки Церкви. Эта точка зрения была очень популярна, однако путать вражду, порожденную мистическими теориями, с расовой теорией тоже неверно.
В истории церкви были случаи, когда, скажем, негров объявляли обреченными на рабство. При этом ссылались на библейское проклятие Ноя, где он определил потомков Хама и его сына Ханаана в рабы потомкам Иафета и Сима.
Чаще всего в таковых записывали чернокожих, но основой теории было именно проклятие, а не цвет кожи. Никакой связи между цветом кожи и рабским положением не проводилось.
Более того, не проводилось и никакой связи между внешностью и интеллектом тех же негров. В отдельные периоды, когда церкви нужно было основательно кого-то ограбить, она могла назвать этих людей тоже потомками Ханаана, которым судьба быть рабами.
То, что они были белыми, значения не имело. Даже славян однажды объявили таковыми. Так что дело было не в цвете кожи.
И если взять лютую вражду между христианами и иудеями, то можно будет четко увидеть, что расовой (т. е. биологической) составляющей там не было и в помине.
Более того, настороженность к иноверцам сохраняла по большей части церковь. Рядовые же христиане были куда терпимее.
К примеру, пока церковь что есть сил порицала мусульман и даже сочиняла во имя их критики немыслимые басни, сами христианские рыцари очень неплохо ладили с мусульманами и многое от них позаимствовали. Примерно так же к ним относились и мусульманские воители.
Так же нет оснований считать прародителями расизма древних римлян. В их трудах нет ничего похожего на расизм. Их же высокомерие проще назвать нацизмом, поскольку они и в самом деле ставили римлян выше других народов (правда, очень осторожно).
Но и в этом случае, это объяснялось не биологией или расой (тогда и слова-то такого не было), а принадлежностью к Риму и римской культуре.
Вероятно, стартом послужило появление самого слова «раса», что произошло в XVI веке, чему поспособствовали открытия, совершенные Колумбом и Васко да Гама.
Европейцы получили обширные антропологические впечатления и им потребовался термин, который позволил бы как-то разделить людей на группы.
Однако точно сказать, зачем понадобился этот термин все же нельзя, поскольку видимые различия между различными антропологическими типами были видны и раньше, однако обходились без разграничивающих терминов.
Неясно даже то, от какого слова произошел этот термин. Возможно, со временем ответ будет найден, но пока что этот вопрос остается открытым.
Но самое главное произошло уже после XVI века. Эпоха географических открытий, помноженная на резко возрастающую техническую мощь Европы привела к тому, что европейские мореплаватели смогли дотянуться до самых отдаленных земель, где зачастую жили люди, технически уступавшие европейцам.
Это позволило последним обращаться с ними как захочется и диктовать им свою волю. Так в течение всего пары веков сформировалась привычка автоматически смотреть на любого не европейца как на существо низшего порядка. Однако это был еще не расизм, а только необходимая для его появления предпосылка.
Полноценный расизм сформировался в эпоху Просвещения, когда любое явление следовало объяснить.
Или же следовало создать иллюзию логичного объяснения. Европейцы массово вывозят в рабство черных и этому нужно дать удовлетворительное объяснение.
Именно тогда и появляются первые, еще робкие и довольно нелепые попытки разбить людей на разные группы в зависимости от их внешности. И уже тогда было заявлено, что раса связана с личностью человека.
Сейчас это читать без смеха просто смешно, но господа в напудренных париках вполне всерьез воспринимали эти потуги, в которых европеец всегда был высоким, красивым, мускулистым носителем воли, разума, благородства и всевозможных достоинств, тогда как другим позволялась в лучшем случае хитрость.
Особенно крепко досталось неграм. Причина этого проста до крайности: именно они стали основным объектом работорговли и именно к ним европейцы привыкли относиться как к скоту в наибольшей степени. Вот и досталась им низшая ступень.
От индейцев и азиатов европейцам регулярно доставалось, и, хотя победа все равно оставалась за европейцами, нос особо задирать уже не получалось. Поэтому им отвели вторую ступень.
Проще говоря, место той или иной расы в иерархии определялось банальной способностью ее представителей дать вооруженный отпор.
Эти идеи окончательно оформились в XIX веке, причем сразу в нескольких формах. Подлили масла в огонь и новодельные теософы, сочинившие различные мифические расы, включая арийскую.
После этого оставалось сделать только один шаг, чтобы страны, имевшие выраженное колониальное прошлое стали рассадниками расизма.