Найти тему
ElevenLand

«Облачный атлас» / “Cloud atlas” (2012)

реж. Том Тыквер, Энди и Лана Вачовски
в ролях: Том Хэнкс, Холли Берри, Бен Уишоу, Джим Стёрджесс и др.


По одноимённому роману Дэвида Митчелла.

Почти трёхчасовое шедевральное полотно команды талантливейших режиссёров рассказывает несколько символически связанных историй, объединённых идеей возможности реинкарнации души, объединяя прошлое, настоящее и будущее.

«
Всё взаимосвязанно…»(С)

Когда почти 10 лет назад я пошёл в кино на «
Облачный атлас», я по обыкновению захватил с собой бутылочку пива, но вспомнил о ней на финальных титрах. Сказать, что я был поражен, считай не сказать ничего. Невероятный эффект погружения начинается с самого начала. В виде знакомства и в целях немедленного завладения вниманием зрителя, создатели показывают поочерёдно начало каждой истории. Ещё и ко всему прочему определяя последующую динамику и характер переключаемых сюжетов в повествовании.

«
Истина всегда одна, любые её версии - ложь»(С)

Мне бы не хотелось лишать вас удовольствия собрать головоломку сюжета самостоятельно, но основные времена я бы перечислил
(сознательно спутав хронологию):
Первое время - это 1849 год и путешествие Адама Юинга в Сан-Франциско. Адам не просто так носит это имя, он начало путешествия души, он первый.
Второе время - история журналистки Луизы Рей, которая оказывается втянутой в очень серьёзное расследование, участие в котором может стоить ей жизни.
Ещё одно время - Нео-Сеул, город в котором правит Единодушие, и жители беспрекословно подчиняются законам катехизиса.
И ещё одно время, не самое удачное для книгоиздателя Тимоти Кавендиша, который задолжал крупную сумму не очень приятным людям.
Дальше необычная история человека по имени Захри, члена необычной общины людей долины, который вынужден вести борьбу с самим дьяволом.
И наконец, чувственная новелла о создании потрясающего музыкального произведения, молодым и талантливым композитором - секстета «Облачный атлас».

«
Сделайте то, чего не сделать вы не можете»(С)

Все трое режиссёров, работавших над проектом - визионеры, революционеры и отчаянные мечтатели. Единодушие (
хе-хе) идеи и идентичное понимание идеи романа Вачовски и Тыквером кажется невероятным, особенно, если учесть, что работа над фильмом велась параллельно двумя разными съёмочными бригадами. Том отвечал на события 30-х, 70-х и нашего времени, а Вачовски - над 2144-ым и событиями XlX века.
Работая над «
Облачным атласом», они создавали почти пятисотлетнюю историю. Вдохновлённые идеей реинкарнации души, о которой прямо говорил автор романа, они решили использовать один и тот же актёрский состав в каждом из времён, меняя только носителя «основной» души. Владелец родимого пятна в виде кометы - герой, достигающий определённого уровня просветления, находящийся на грани принятия важного решения. Решения, которое из прошлого повлияет на будущее. Как говорила Сонми 451 в своём откровении: «Мы не хозяева своей жизни, от рождения до смерти мы связанны с другими прошлым и настоящим, и каждый наш проступок, как и каждое доброе дело, рождает наше будущее». Таким образом, по словам Тома Тыквера, владелец кометы из разных эпох создаёт то, что вдохновляет человека, отмеченного пятном в следующей эпохе.

«
Твоя судьба в твоих же руках»(С)

Ведущие актёры, переходящие из времени во время, претерпевали на сьёмках постоянные метаморфозы. С помощью обалденного грима некоторые из них становились совершенно неузнаваемыми. Больше всех ролей у Бена Уишоу, попробуйте найти их все, а одну из ролей Холли Берри вы даже на 10-ый просмотр не найдёте. Заслуга гримёров в работе над этим фильмом огромна, ещё и потому, что проведена мастерски и очень впечатляет. Менялся цвет глаз, волос, менялся даже пол и раса. Этот фильм очень как сложное испытание для актёров, в чем они неоднократно признавались, например, та же Холли Берри, которая рассказывала, как в один день работала не просто над сценами в разных эпохах, но и с разными режиссёрами, перебегая от Вачовски к Тыкверу. Еще и умудрилась где-то сломать ногу.

«
Почему мы делаем одни и те же ошибки снова и снова ?» (С)

Каждое начатое действие в одном времени продолжается в другом, словно лоскутное одеяло, «Атлас» собран по кусочкам, столь ярким, что они, кажется, не сочетаются между собой, но на деле являют единое целое. Множество мелочей, которые режиссёры нам терпеливо показывают, не раскрывают полностью при первом просмотре. Некоторые вещи лично я увидел на пятом. Как, например, кто является автором книги, рукопись которой читает Кавендиш в пригородном поезде, или где скрыта Холли Берри в новелле из Нео-Сеула, или путешествие и роль, отведённая пуговице с жилета Адама Юинга, а так же кучу числовых отсылок и переплетений имён в истории.

Сам секстет «Облачный атлас» необычайной красоты и мощи, как и вся музыка в фильме. Она содержит впечатляющие эпические отрывки, от которых захватывает дух, спокойные мелодии, будто созданные из нежных облаков, а так же динамическую и резкую музыку для сцен погонь и максимального эмоционального напряжения. И музыка меняется по щелчку во время смены времени, и зритель болтается на эмоциональных качелях.

«
Наши жизни и наши решения, подобно квантам, осознаются ежемоментно. В каждой точке пересечения, любая встреча предлагает новые потенциальные направления»(С)

В таком объёмном произведении для режиссёров стояла важная задача - не потерять динамику повествования, не провалиться в пространные рассуждения, там самым теряя внимание зрителя. И эту проблему они решили с помощью монтажа и склейки разных событий в единое целое. Они связали все времена. Когда кульминация или напряжение в каждой истории нарастает одновременно, вы будто смотрите пять разных фильмов, которые, как колода карт, перетасованы между собой. Когда истина открывается одному из героев, она открывается всем, если эпическая сцена происходит в одном времени, то она откликается в другом, наступление захватывающей кульминации происходит во всех временах одновременно, и зрителя переполняют эмоции, власть над которыми крепко держит эффектное повествование.
Именно поэтому фильм смотрится захватывающе, ведь каждый раз «
переключаясь» между новеллами, мы попадаем в самую гущу событий, фильм не даёт нам выдохнуть или передохнуть.
Душа переживает идентичные чувства в разном времени. Этим самым они и связываются, иллюстрируя ход жизни и предсказуемость судьбы (
как и её наличие в целом).

«
- Ну, что если никто не поверит в эту истину?
- Ну, ведь один уже поверил.
»(С)

Случайности не случайны, в этом каждый раз убеждаются главные герои и даже иногда говорят это вслух. Все новеллы имеют одинаковую структуру. В начале идут сомнения, затем судьбоносный выбор, затем принятие последствий, откровение и успокоение. Колесо Сансары движется, но всегда по кругу, и так или иначе, мы будем встречаться друг другу всегда.

Если вы, как и я, столкнётесь с трудностями в определении любимой новеллы, то не расстраивайтесь и не пытайтесь её вычленить, фильм воспринимается как одно целое, единое, чем и является жизнь в представлении авторов. Это бесконечное, цикличное путешествие души.
А если вдруг вы запутаетесь в последовательности историй, то ключом будет родимое пятнышко в виде кометы, а так же любезное перечисление актёров, задействованных в ролях в хронологическом порядке событий в финальных титрах.

«
Облачных атлас» потрясающей красоты и содержания картина, полная испытаний, силы, любви, верности, доброты, веры, отчаяния, смелости, отваги и …надежды.

«
Я верю, что нас ждет другой мир, лучше. Я буду ждать тебя там»(С)

Приятного просмотра!
#JG

#elevenland #фильм #чтотысмотришь #чтопосмотреть #облачныйатлас #сновавкино #смотритедома #смотритевкинотеатре #кинотеатрыоткрыты