Тональностью в музыке называют высотное положение лада.
Соответственно, чтобы понять определение тональности, следует понимать, что же такое лад.
Лад
Лад — это система взаимоотношений между звуками. Самыми известными примерами лада выступают мажор и минор.
Совместно с другими выразительными средствами, лад придаёт музыке определённую окраску, характер.
Обычно под словом «мажорный» в любой области жизни люди подразумевают нечто весёлое и радостное, а под словом «минорный» — нечто грустное или печальное. Однако, следует отметить, что в музыке подобное деление — очень условно.
Каждый лад имеет своё, определённое строение, то есть чередование тонов и полутонов.
Строение мажорного лада
Тон - тон - полутон - тон - тон - тон - полутон.
Строение минорного лада
Тон - полутон - тон - тон - полутон - тон - тон.
Лад и тональность
Можно сказать, что лад становится тональностью тогда, когда определено его звуковысотное положение.
Звуковысотное положение лада определяется тоникой, то есть первым звуком, от которого играются (строятся) все остальные звуки. Например, тональность до-мажор начинается от звука до, который и является её тоникой.
От каждого звука можно построить как мажорный, так и минорный лад
Например, от звука до мы можем построить мажорный лад по схеме строения мажорного лада (см. рисунки выше) — получим тональность до-мажор.
А можем от того же звука до построить минорный лад по схеме строения минорного лада (см. рисунки выше) — получим тональность до-минор.
То же самое можно сделать от любого звука.
Формула тональности
Основываясь на соотношении таких понятий, как лад и тоника, можно сделать вывод о том, что: Тональность = Тоника + Лад.
В обозначении (названии) тональности всегда указывается её тоника и лад. Например, название тональности до-мажор, где «до» — это указание тоники (основного звука), а «мажор» — указание лада.
Всего в музыке существует 30 тональностей, 15 из которых мажорные, а другие 15 — минорные.