"Красота неописуемая, но жить вы там не будете" (комментарий к одному из интернет-рассказов об этом городе).
Как часто человек с лёгкостью припечатывает вот так города и веси, ориентируясь лишь на своё личное ощущение. "Питер — лучший в мире город", "Москва — большая деревня", "Воткинск — дыра"… А ведь в каждом живут люди, каждый кому-то дорог, а все вместе они и есть Россия, до самой дальней деревушки.
Вот и Олонец — очень значимая часть общей мозаики страны: древняя история; красивейшая природа, с которой город в полной гармонии; неунывающие люди, которые настойчиво готовят лимонад из доставшегося им лимона. Для меня они в чем-то знаменитые мышкинцы, ну да, об этом ниже, а начнем…
Нет, не выходит академически — история, достопримечательности и т.д. Олонец — лицом! А его лицо — мосты и реки.
Кажется, они повсюду. Да и сколько их вообще? Чудится, куда ни сверни, везде реки и переброшенные через них мосты, как стежки, стягивающие Олонец в одну целую ткань.
Полному же и совершенному очарованию поддаёшься, когда в этом ажуре (из островов?) вдруг покажется тебе храм. Ну, вот и связалось…
Да нет, один остров, один — Мариам. А реки две — Олонка и приток ее Мегрега, и стоит Олонец прямо вместе их слияния.
Начало. Есть легенды, есть научные споры о возрасте и даже изначальном месте Олонца, но всё там, далеко, и тьма веков пока не готова открыться. Времена поближе уже известнее: в 1649 году история города как важной порубежной крепости и центра уезда началась с постройки Олонецкой крепости. Возведенная по приказу царя Алексея Михайловича, она должна была защищать жителей Олонца и окрестных деревень от постоянной шведской угрозы.
Была крепость деревянной, и судьба её окончилась в пожаре в 1741 году. Граница к тому времени ушла много западнее, и восстанавливать пожарище не стали. Да и сам город с того времени стал превращаться в далекую тихую провинцию.
До наших дней с тех времен дошла лишь каменная мостовая, которая вела когда-то к одной из башен крепости, а теперь идёт через парк к городскому музею.
Для туристов крепость начали было воссоздавать, да как обычно, все упёрлось в отсутствие денег…
Город-противоречие: русский, но самый карельский во всей Карелии. Русская "Олонецкая губерния", внешне никаких тебе "сортавал", природа без скал, болот и бурой карельской воды — чисто русские пейзажи и реки с заливным лугами. Ну да, объяснимо: самый юг Карелии все-таки. Но если природа объяснима, то демография — не очень. Нигде во всей Карелии не живёт больше карел, чем здесь. Свыше половины населения, около 60% — карелы. А в остальном вообще полный интернационал: литовцы, украинцы, поляки, белорусы и даже немаленькая чеченская община.
Но, опять же, большинство все-таки карелы. Карелы-ливвики. Народ, которому удалось сберечь культуру и язык предков. Язык, за который в советское время над ними смеялись, звали их "деревней". Теперь "деревня" учит детей карельскому языку с детского сада, а объявления, вывески и дорожные указатели делает на русском и карельском. Я бы даже сказала, на карельском и русском. Или на двух сразу, чтобы никому не обидно))
Выше я уже мельком сказала про парк и музей. Парк любители Зарядья вряд ли оценят, это факт. Но он в самом деле исторический, а возраст его 150 лет.
А вот в этом историческом доме (в доме купца Куттуева), что прямо в парке, и живёт единственный в мире Музей карелов-ливвиков. Интересующимся историей народа и этнографией в нем гарантировано скучно не будет.
Что у нас осталось? Современный Олонец? Порой мне казалось, будто он как уснул в СССР, так и не стряхнул с себя те "никакие" времена. Или оставил себе от них лучшее: чистоту и аккуратность, за которой присматривает вечно живой Ильич в ушанке, год за годом терпящий от местных подростков сворачивание своей головы на 180°))
Ан, нет, вы удивитесь, но и тут капитализм. Сколько в Олонце кафе и баров, до всемирного "стоп-туризма" работавших до утра! И это на маленький и сонный город с неторопливыми людьми. И чаще всего в посетителях — заезжие и проезжие финны. Своей Карелии им, видно, по-прежнему мало.
По стопам предприимчивого Мышкина. Из ничего - тур-ягодку! Да-да, замах хороший, глядишь, и станет северным побратимом обласканного туристами Мышкина. Нет мышей с легендами? Зато есть гуси! Полтора миллиона гусей каждую весну на "аэродромах подскока" - олонецких полях — разве не повод объявить себя гусиной столицей и замутить Гусиный фестиваль? Молодцы же? А то!
Великий Устюг приватизировал Деда Мороза? Ничего, мы соберём всех остальных и устроим им ежегодный съезд со всей России и не только. Молодому безбородому карельскому Паккайне честь принять у себя и Дедов Морозов, и Кыш Бабаев, и Санта-Клаусов из-за границы. Ночью 1 декабря отметить свой день рождения шествием по городу, а наутро — Играми Дедов Морозов.
Нет, Мышкин с Олонцом в самом деле похожи, вот даже мостовые древние у обоих есть))
Ну, вот... Шутки шутками, а город живёт. Без особой промышленности, на глухой периферии. Это мы, заезжая на час другой — ах, ох! Как прекрасен русский север, как сурово и красиво! А он — просто город. Но не будь его, и Россия наша оказалась бы беднее на этот храм, и эти "деревенские" мосты, наивные деревянные скульптуры… И на людей. А они здесь хорошие — люди. Север, что ещё сказать…