Найти в Дзене
Алина Сокурова

Лестное для него решение редколлегии "Тайма" нисколько не расположило Трампа к журналистам. Он постоянно ссорился с ними во врем

– Я их не разъединял, – ответил Трамп. – В стране много разногласий. Мы будем снова ее объединять. У нас будет совершенно выздоровевшая страна. Мы будем мощной экономической державой, нарастим вооруженные силы и повысим безопасность. Мы сделаем много великих дел. Лестное для него решение редколлегии "Тайма" нисколько не расположило Трампа к журналистам. Он постоянно ссорился с ними во время избирательной кампании. Называл бесчестными. Приехав в редакцию "Вашингтон пост", одной из лучших газет страны, возмущался: – "Вашингтон пост" пишет обо мне плохо… Я прочел несколько статей и говорю своим помощникам: "Такая ужасная ненависть". Я не знаю, откуда она. Я хорошо делаю свою работу. У меня тысячи работников. Я усердно тружусь. Я не хочу зла нашей стране… "Вашингтон пост" никогда не позвонит мне, не спросит: "Почему вы сделали то-то или то-то?" Как будто я какое-то чудовище. А я не чудовище. Нарциссы заняты только собой. Скажем, знаменитый Стив Джобс, основатель компании "Эппл", пионер сов

– Я их не разъединял, – ответил Трамп. – В стране много разногласий. Мы будем снова ее объединять. У нас будет совершенно выздоровевшая страна. Мы будем мощной экономической державой, нарастим вооруженные силы и повысим безопасность. Мы сделаем много великих дел.

Лестное для него решение редколлегии "Тайма" нисколько не расположило Трампа к журналистам. Он постоянно ссорился с ними во время избирательной кампании. Называл бесчестными. Приехав в редакцию "Вашингтон пост", одной из лучших газет страны, возмущался:

– "Вашингтон пост" пишет обо мне плохо… Я прочел несколько статей и говорю своим помощникам: "Такая ужасная ненависть". Я не знаю, откуда она. Я хорошо делаю свою работу. У меня тысячи работников. Я усердно тружусь. Я не хочу зла нашей стране… "Вашингтон пост" никогда не позвонит мне, не спросит: "Почему вы сделали то-то или то-то?" Как будто я какое-то чудовище. А я не чудовище.

Нарциссы заняты только собой. Скажем, знаменитый Стив Джобс, основатель компании "Эппл", пионер современных компьютерных технологий, был очень похож на Трампа. Так же легко оскорблял коллег и подчиненных. Расплакался, когда выяснилось, что журнал "Тайм" не его назвал человеком года. После появления в 2010 году айпада, интернет-планшета, стремительно завоевавшего популярность, огорчился, что его поздравил глава аппарата Белого дома Рам Эмануэль, а не сам президент Обама.

Нарциссы бывают обаятельны и умны. Способны быстро завоевать любовь и популярность. Пока они успешны и поражают своими достижениями, они могут не обращать внимания на критику, им все простится. Но нарциссы быстро расходуют свой капитал. Они начинают раздражать, и тут наступает разочарование.

22 ноября 2016 года Дональд Трамп обнародовал план действий на первые сто дней своего президентства. Что он обещал сделать немедленно?

Отменить все исполнительные указы своего предшественника Барака Обамы, принятые без одобрения конгрессом:

– Регулирующие нормы превратились в машину по уничтожению рабочих мест. Я обязательно в первый же день положу конец практике чрезмерного регулирования.

Запретить бывшим чиновникам Белого дома в течение пяти лет после увольнения с государственной службы заниматься лоббизмом и пожизненно – лоббировать интересы иностранцев. Ограничить количество сроков, на которые могут избираться члены конгресса.

Пересмотреть ограничения, введенные Обамой на торговлю оружием: продавцов обязали получать лицензию и проверять покупателей прежде, чем продать им оружие.

Ликвидировать министерство образования – чему и как учить детей, должны решать сами родители и органы самоуправления, а не федеральное ведомство. Это министерство президент Картер создал в 1979 году, чтобы отблагодарить профсоюз учителей за политическую поддержку.

Более чем вдвое сократить налоги для предприятий. Друг и советник Трампа бизнесмен Энтони Скарамуччи пояснил:

– У нас самые высокие налоги на корпорации в промышленно развитом мире. Нам нужно снизить эти налоги до конкурентного уровня…

Отменить реформу здравоохранения, проведенную его предшественником.

Барак Обама пришел в Белый дом с обещанием создать доступную для всех систему здравоохранения. В Соединенных Штатах бесплатно лечат только пожилых и неимущих. Остальные должны покупать себе медицинскую страховку. Теряешь работу, теряешь и страховку. Совсем без помощи, конечно, не оставят, но многие современные медицинские услуги остаются недоступными.

"Однажды ночью, – вспоминал Обама, – мы с Мишель проснулись, потому что в своей комнате плакала наша младшая дочь. Ей было всего три месяца. Она рыдала, и мы не могли ее успокоить. Мы позвонили нашему педиатру, и он согласился принять нас рано утром. Осмотрев девочку, он сказал, что у нее менингит. Если бы болезнь не диагностировали вовремя, она могла погибнуть. Три дня мы с Мишель провели в больнице, моля Бога, чтобы ее состояние не ухудшилось.

Сейчас наша девочка здорова и счастлива. А я думаю о том, что, в отличие от обратившегося ко мне одного металлурга, чей сын нуждался в пересадке печени, но он не мог оплатить операцию, в отличие от миллионов американцев, которые оказались в столь же бедственном положении, у меня была работа и медицинская страховка".

Обама с огромным трудом провел реформу здравоохранения – на европейский лад. Ожесточенный спор о реформе шел годами. Обама подписал Закон о защите пациентов и доступном медицинском обслуживании в марте 2010 года. Ни один республиканец его не поддержал, и в 2017 году, получив большинство в обеих палатах конгресса, занялись демонтажем закона.

Закон ассигновал 950 миллиардов долларов на ближайшие десять лет, чтобы медицинскую страховку получили 32 миллиона американцев, у которых ее вовсе не было. Закон выделяет дополнительные средства на медицинскую помощь пожилым людям, малообеспеченным и бездетным.

Закон обязал всех американцев приобретать страховку – или заплатить штраф. Противники закона возражали: правительство не имеет права принуждать граждан под угрозой штрафа покупать какой-то товар.

Страховым компаниям запрещено отказывать в страховке тем, кто серьезно болен, или продавать ее втридорога. Они обязаны страховать любого, кто к ним обратится, – и на общих основаниях. Чтобы покрыть расходы на лечение тяжелобольных, повысили стоимость всех страховок. Пострадали те, кто не часто ходит к врачам. Разработчики закона исходили из того, что молодые и здоровые американцы, приобретая страховку, покрывают расходы на лечение пожилых и больных. Но это не сработало, и цены растут.

Главная претензия республиканцев – страховку получают те, кто не желает за нее платить, фактически вводится контроль за ценами. А все это противоречит принципам рыночной экономики и плохо работает.

Во время прощальной пресс-конференции, перечисляя основные достижения его администрации за восемь лет, Обама с гордостью отметил: впервые 90 процентов американцев имеют медицинскую страховку. Статистика показала – сократилось число людей, которые не ходят к врачу, потому что им это не по карману. Последний подписанный им закон выделяет шесть с лишним миллиардов долларов из бюджета на борьбу с онкологическими и психическими заболеваниями. А вообще Соединенные Штаты тратят на медицину больше всех в мире – 3,2 триллиона долларов, астрономическую сумму, немыслимую для других, даже богатых стран. Через десять лет пятая часть экономики страны так или иначе будет связана со здравоохранением.

Республиканцы в конгрессе голосовали против обамовского закона: обещали, что "радикальный социальный эксперимент" дорого обойдется Демократической партии. Министром здравоохранения и социальных служб Трамп назначил Тома Прайса, который двадцать лет руководил клиникой, а потом был избран в конгресс. Прайс – противник реформы, потому что государство не должно вмешиваться в частный бизнес. Представления американцев о здравоохранении противоположны российским.

– Мы считаем, что Вашингтон не должен отвечать за здравоохранение, – говорит новый министр. – Что мне не нравится в реформе – так это то, что она строится на допущении, будто Вашингтону виднее.

Значительная часть врачей уверены, что реформа вредит медицине. И Трамп обещал отменить обамовскую реформу. Это лишит миллионы людей доступа к медицинской помощи. Но Трампа поддерживают такие уважаемые медики, как Бен Карсон, который сказал:

– Реформа здравоохранения Обамы – худшее, что произошло с нашей страной после рабства. И на самом деле это нечто вроде рабства, поскольку мы все становимся зависимы от правительства.

Что еще обещал Трамп?

Расторгнуть соглашения о зоне свободной торговли в Северной Америке (точнее, с Мексикой и Канадой, подписанное в 1994 году) и Тихоокеанское торговое партнерство с двенадцатью странами региона. Увеличить налогообложение фирм, которые выводят производство за границу. Пусть создают рабочие места на родине!

Глобализация многое принесла американскому потребителю. Сбила цены на вещи, которые еще недавно считались предметами роскоши, – от телевизоров с большими экранами до персиков в разгар зимы. Повысила покупательскую способность мало зарабатывающего американца. Но Америка импортирует больше, чем экспортирует, занимает больше, чем дает в долг. Глобализация ведет к тому, что рабочие места утекают из страны. Трамп поклялся противостоять глобализации, которая отнимает работу у американцев, потому что промышленное производство переносится в страны, где зарплаты пониже.

– Идет ли речь о производстве стали, сборке автомобилей или лечении болезней, – говорит Трамп, – я хочу, чтобы следующее поколение производства и инноваций развивалось здесь, создавая богатство и рабочие места для американских работников.

Глобализация объективно ослабляет власть президента, делает его уязвимым перед тем, что происходит за пределами США и вне его досягаемости.

Президент обещает проводить политику протекционизма, которая особенно нравится всем, кто не понимает, как устроена экономика и что успех и процветание приносит свободная экономика. Таможенные барьеры, обещал Трамп, не только остановят поток дешевых импортных товаров, но и главное – вернут Америке рабочие места. Речь идет о той части традиционной индустрии, которая ушла туда, где есть дешевая рабочая сила, то есть в основном в Китай. Это угольная промышленность, сталелитейная, текстильная…

Трамп полагает, что американцы по собственной вине проигрывают соревнование с Китаем. Десятилетия процветания погрузили Соединенные Штаты в летаргический сон. Американцы привыкли ощущать себя уникальными и неуязвимыми.

– Моя администрация будет следовать двум очень простым правилам: покупать американские товары и брать на работу американцев, – объяснил Трамп.