За пятнадцать лет страна потеряла пять миллионов рабочих мест. В основном в результате переноса несовременных производств в другие страны. Трамп написал в "Твиттере": любая компания, которая "увольняет своих работников в Америке и строит новую фабрику или завод в другой стране, а потом считает, что будет ввозить продукцию обратно в США и продавать ее здесь без какой-либо расплаты или последствий, ошибается". Налог на пересечение границы, которым будут облагаться товары, произведенные в других странах, "сделает уход трудным в финансовом плане. Пожалуйста, учтите это до того, как совершить очень дорогую ошибку!"
Но протекционизм может замедлить экономическое развитие. Одним из очевидных последствий станет падение спроса на энергию. И падение цен на нефть, что болезненно скажется на российском бюджете.
Во время предвыборной кампании Трамп обещал в течение будущего десятилетия создать более 25 миллионов рабочих мест.
В День благодарения Трамп через "Твиттер" обратился к стране: "Нам повезло, что мы называем эту страну своим домом. Вот что такое Америка: это наш дом. Место, где мы растим своих детей, заботимся о близких, помогаем ближним и претворяем в жизнь свои мечты. Я молюсь о том, чтобы в этот день мы начали забывать о своих разногласиях и двигались вперед как единая нация, черпая силу в наших общих целях и общей решимости".
Он поведал американцам, что, в отличие от всех остальных, неустанно трудится на благо страны и в праздник: "Я упорно работаю, даже в День благодарения, пытаясь добиться того, чтобы компания по производству кондиционеров "Кэрриэр" осталась в США, в штате Индиана. Дела продвигаются – скоро узнаем как и что".
История с заводом – давняя. Компания "Кэрриэр" в феврале 2016 года решила перевести производство в соседнюю Мексику, чтобы удешевить производство. Это означало потерю рабочих мест.
– Посмотрите на такие страны, как Мексика, – укоризненно говорил Трамп. – Они просто убивают нас на границе, совершенно нас уничтожают. Они уничтожают нас в смысле экономического развития. Такая компания, как "Кэрриэр", только что перебралась в Мексику, "Форд" перебирается в Мексику, "Набиско" сворачивает свои дела в Чикаго и перебирается в Мексику. Люди, мы должны это остановить.
Во время избирательной кампании Трамп пообещал, что убедит владельцев оставить завод на месте:
– Я сниму трубку, позвоню владельцу компании и уговорю его не переводить производство в Мексику, а оставить на американской земле, чтобы работа была у американцев. А если они не послушаются, я позвоню им в Мексику. Поинтересуюсь, удобно ли им в новом здании. Скажу: надеюсь, вы там наслаждаетесь. Ну, так вот, ребята: за каждый кондиционер, сделанный за границей и привезенный сюда для продажи, придется заплатить дополнительно тридцать пять процентов налога.
Все решили, что Трамп шутит. Президент страны не уполномочен облагать дополнительным налогом товар одной-единственной фирмы. Барак Обама веселился:
– Каким образом он, интересно, намеревается вернуть все рабочие места? У него волшебная палочка в кармане?
А Трамп поехал в Индиану. И владельцы компании решили не ссориться с новым президентом. Он торжествовал: завод останется на месте, и у людей будет работа. Компания еще и вложит 16 миллионов в модернизацию производства.
– Нас это не беспокоит, – сказал Гектор Кастильо-Оливарес, мэр мексиканского города Санта-Катарина, куда планировала перенести рабочие места компания "Кэрриэр", – потому что мы продолжаем улучшать условия, ради которых компании стремятся перебраться сюда. Вакуум, возникший после ухода одного инвестора, заполнят другие.
Правда, тут же выяснилось, что компании "Кэрриэр" на десять лет обещаны большие налоговые льготы. Мало того, другой ее завод все равно переведут в Мексику. Так что спасено значительно меньше рабочих мест, чем провозгласил Трамп. Об этом рассказал Чак Джонс, глава отделения профсоюза металлистов в Индианополисе.
Ричард Никсон, когда был президентом, держал список своих врагов в секрете. Дональд Трамп вывешивает список в "Твиттере".
Чак Джонс быстро ощутил, каково быть личным врагом нового президента. Стоило ему выразить сомнение в успехе президента, как буквально через двадцать минут Трамп обрушился на него в "Твиттере": "Чак Джонс, который является главой профсоюза с 1999 года, чертовски плохо делает свою работу. Совершенно не справляется с представлением интересов рабочих. Что удивляться, если работодатели бегут из страны! Если бы профсоюз чего-то стоил, он бы добился, чтобы рабочие места остались в Индиане. Больше работайте, меньше болтайте".
А через полчаса Джонсу посыпались нешуточные угрозы по телефону: "Присматривай за детьми. Мы знаем, на какой машине ты ездишь".
– Когда ко мне относятся несправедливо, – предупредил Трамп, – я этого не забываю.
Злопамятный. И эта черта становится определяющей. Прежние президенты не таили зла. Или, по крайней мере, это скрывали. А Трамп помнит все причиненные ему обиды… С него берут пример. Эти настроения распространяются. Царство зависти, недоброжелательности и недовольства.
Дональд Трамп атаковал крупнейшую автомобильную компанию "Дженерал моторе" за то, что она собирает в Мексике машины, потом привозит в США и продает. Логика компании понятна: мексиканский рабочий обходится втрое дешевле американского. А между двумя странами существует зона свободной торговли, поэтому таможенную пошлину платить не надо. Трамп предъявил автомобилестроителям ультиматум: "Делайте машины в США или платите высокую пошлину на ввоз!"
Еще одно обещание Трампа – ликвидировать Агентство по защите окружающей среды и отказаться от исполнения решений Парижской международной конференции по климату, принятых в декабре 2015 года. Ее решения были восприняты как поворотный момент в истории энергетики. Создалось впечатление, что на использовании каменного угля и вообще углеводородного топлива поставлен крест – во имя спасения окружающей среды.
Экологи уверены: грядет вызванное человеком изменение климата и надо срочно принимать меры – сокращать выброс парниковых газов. В чем их опасность? Парниковые газы скапливаются в атмосфере, поглощают инфракрасное излучение, что ведет к повышению температуры на Земле и к изменению климата.
Парниковые газы попадают в атмосферу стараниями человека. Каменный уголь сгорает в печах теплоэлектростанций. При добыче газа и его транспортировке происходят утечки метана в атмосферу. Нефтедобывающие компании жгут попутный газ. Наверное, все видели, как горят эти факелы… Вывод радикально настроенных экологов: мир должен полностью отказаться от углеродного топлива, то есть от угля, газа и нефти. Перейти на атомную энергию и на возобновляемые источники энергии. Строить электростанции, которые используют энергию солнца и ветра.
По мнению Трампа, разговоры о грядущем глобальном потеплении – обман. А исполнение требований экологов делают американские компании менее конкурентоспособными на мировом рынке. Он не намерен выделять деньги на программу ООН по борьбе с изменением климата. Освободившиеся средства обещал пустить на модернизацию американской транспортной инфраструктуры, отремонтировать приходящие в упадок дороги и мосты, развивать аэропорты.
Президент Обама запретил бурить новые нефтяные и газовые скважины на шельфе Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Это было сделано в пику Дональду Трампу, обещавшему ради создания рабочих мест увеличить добычу ископаемых видов топлива. В администрации Трампа нефтяники и газовики обрели вес. После восьми трудных лет при Бараке Обаме, который боролся за сохранение окружающей среды и развитие альтернативных видов энергии, представитель Национальной ассоциации горняков не мог сдержать своей радости:
– Мы испытываем невероятное облегчение. Как будто медведь с тебя слез!
Нефтяники и газовики заняли ключевые позиции в Государственном департаменте, министерстве энергетики, внутренних дел и в Агентстве по охране окружающей среды. Лоббисты отрасли и раньше присутствовали в Белом доме – Джордж Буш-старший до того, как стал сорок первым президентом, успешно занимался нефтяным бизнесом в Техасе. Но Трамп намерен полностью пересмотреть энергетическую политику страны, которая выстраивалась доброе десятилетие.
Пока Агентство по охране окружающей среды еще существует, Трамп поручил руководить им генеральному прокурору Оклахомы Скотту Прюитту. Тот не верит в угрозу глобального потепления и считает правильным широкое использование ископаемых видов топлива. Он – принципиальный противник экологической политики Обамы.
– Агентство, – объяснил Трамп свой кадровый выбор, – слишком долго тратило деньги налогоплательщиков на вышедшую из-под контроля антиэнергетическую программу, которая уничтожила миллионы рабочих мест и причинила ущерб нашим замечательным фермерам и многим другим сферам производства и бизнеса. Пора повернуть эту тенденцию вспять и восстановить основную миссию агентства – обеспечивать чистоту и безопасность воды и воздуха.
Трамп – сторонник сланцевой добычи нефти. Администрация Обамы из соображений защиты окружающей среды осторожно относилась к технологии фрекинга (гидроразрыв пласта). Блокировала строительство терминалов по сжижению и транспортировке природного газа. И Хиллари Клинтон была против этих технологий.
Трамп не разделяет тревог экологов и поддерживает наращивание добычи нефти, угля и газа. Америка вскоре превратится в крупнейшего экспортера нефти и газа, что еще больше снизит мировые цены.
Мы привыкли к тому, что природные ресурсы – главное богатство, потому что они вот-вот закончатся. И только государства, обладающие запасами нефти и газа, могут чувствовать себя уверенно и даже навязывать свою волю остальному миру.